29 марта 2024, пятница, 02:46
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 ноября 2007, 11:28

Мазут Керченского пролива

Шторм, разыгравшийся в воскресенье в Азовском и Черном морях, может повлечь крупнейшую экологическую катастрофу для России и Украины. В районе Керченского пролива, где скорость ветра достигала 32 метров в секунду, а волнение моря – шести-семи баллов, в течение нескольких часов затонули сразу пять судов, в том числе три сухогруза с серой и танкер с мазутом. Подобных инцидентов в Керченском проливе еще никогда не было.

Первое крушение потерпел танкер «Волгонефть-139», на борту которого было 4,8 тысячи тонн мазута. Около пяти утра находившееся на якорной стоянке близ порта «Кавказ» судно  разломилось надвое. При этом нос остался на якоре, а корма с 13 членами экипажа отправилась дрейфовать в море, а потом села на мель недалеко от косы Тузла. Тем не менее все моряки, несмотря на шторм и ураганный ветер, были спасены и доставлены в порт. Из танкера в воду вылилось около 2 тысяч тонн мазута.

В 10:25 в этом же районе затонул сухогруз «Вольногорск», на борту которого находилось более 2,6 тысячи тонн серы. Груз серы был загерметизирован, поэтому утечки не произошло. Экипаж из восьми человек покинул судно на спасательном плоту и сумел высадиться на косе Тузла.

Позднее, около 13:00, затонул сухогруз «Нахичевань» с 2 тысячами тонн серы на борту. Из 11 находившихся на борту моряков были спасены только трое. Впоследствии возле Тузлы нашли тела троих моряков.

Сухогруз «Ковель», также перевозивший серу, стал четвертым российским судном, потерпевшим бедствие. Как заместитель Новороссийского транспортного прокурора Александр Сарапкин, судно начало тонуть после того, как получило пробоину, наткнувшись на затонувший сухогруз «Вольногорск». Экипаж «Ковеля» эвакуировали буксиры.

В районе Севастополя в ночь на воскресенье затонул российский сухогруз, шедший из украинского порта Мариуполь в турецкий Стамбул с грузом металла. Спасены были 13 моряков, а всего на его борту находились 16 человек. Двое погибли, одного унесло в море, и он числится пропавшим без вести. Всего же, помимо затонувших судов, бедствие в районе Керченского пролива и Новороссийска потерпели десять кораблей, причем не только российские, но и грузинский, сирийский и турецкий.

Керченский пролив – это довольно узкий проход между Черным и Азовским морем, он сложен для навигации тем, что в нем очень мало бухт, где суда могли бы укрыться от шторма. Причиной крушений, стало или то, что экипажи судов пренебрегли штормовым предупреждением, или же эти предупреждения были разосланы слишком поздно. Так или иначе, но не все успели увести свои суда в безопасные места. По данным МЧС, на 08.00 мск в районе порта «Кавказ» оставалось 59 судов.

Замглавы Росприроднадзора Олег Митволь назвал происшествие с танкером «Волгонефть-139» «масштабной ситуацией и серьезной экологической проблемой». «Работа по восстановлению экологического состояния пролива займет не один месяц», – констатировал он.

Если сера не представляет большой опасности для вод Черного и Азовского морей, то мазут может стать причиной масштабной экологической катастрофы. Большая часть мазута, разлившегося при крушении танкера, осела на дне моря, поскольку при низкой температуре воды это топливо не держится на поверхности. Часть пятна дрейфует в сторону Украины. При этом из-за продолжающегося шторма активных действий по удалению нефтяного пятна немедленно предпринять нельзя.

Новороссийская транспортная прокуратура уже возбудила уголовное дело по статье 252 УК РФ (загрязнение вод). Не исключено, что к ответственности будут привлечены капитаны потерпевших бедствие судов. В прокуратуре и МЧС заявляют, что первое штормовое предупреждение появилось еще в субботу, поэтому у капитанов было достаточно времени, чтобы вывести суда из опасного района.

По договоренности России и Украины начал действовать оперативный штаб на уровне заместителей министров транспорта по руководству спасательной операцией в Керченском проливе. С российской стороны общее руководство аварийно-спасательными работами осуществляет Минтранс, а за координацию действий отвечает МЧС России.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.