Ликвидация бюджетных долгов по зарплате в канун выборов - обычай хорошо известный. Всеобщее благополучие, однако, каждый раз оказывается недолговечным. Ссуды регионам не гасятся в срок и пролонгируются, а задолженность начинает расти вновь, - пишет в свежем "Эксперте" сотрудник Экономической экспертной группы при Минфине Владислав Онищенко. Бодрые официальные отчеты о полной и окончательной победе над спрутом зарплатных долгов учитывают их весьма избирательно. Снижение зарплатных долгов компенсируется ростом задолженности бюджетов перед соцфондами; в результате изменяется лишь структура задолженности. Поскольку в ближайшее время бюджеты начнут погашать долг перед фондами, задолженность по зарплате вновь начнет расти.
Тарифные ставки бюджетников по-прежнему устанавливаются федеральными законами, что не позволяет учитывать местную финансовую ситуацию. Зато регионы превращают зарплатные долги в средство выбивания из Москвы дополнительных бюджетных ссуд и авансирования федеральных трансфертов. А живые деньги нередко достаются более приоритетным для местных властей кредиторам, чем госслужащие. Это положение останется неизменным, пока задолженность по зарплате не станет полноценным долговым рыночным инструментом.