Вяхирев демонстрирует лояльность и предлагает новой кремлевской команде попользоваться всеми удобствами естественной монополии; цена сделки - закрепление прав "Газпрома" на трубу навсегда
Рэм Вяхирев, российский газовый король и старый лис российской политики, сумевший в эпоху премьерства Виктора Черномырдина реально вывести газовую монополию из-под влияния государства, приватизировав в пользу менеджмента, а затем не пустить Черномырдина обратно в родную компанию, дал "Коммерсанту" интервью под заглавием "Не очень-то верю, что мне нельзя найти замену". Вяхирев, как обычно, говорит в том стиле нагловатой хитрости, который считается верхом чиновничьего остроумия. Пренебрежительно-хамски отозвавшись о планах реструктуризации "Газпрома" (это свидетельствует, что Вяхирев не ставит ни в грош аппаратный вес Грефа, ибо его как бы развязные оценки на самом деле всегда холуйски выверены по конъюнктуре), Вяхирев прямо объявляет: "Дело ведь не в том, чтобы разделить "Газпром" на несколько частей... Важно, в чьи руки это попадет." Дальше, немного попугав корреспондентку Ирину Резник перспективой обнищания тех, кто сейчас живет за счет работы на "Газпром", Вяхирев формулирует кредо интервью еще яснее: «Я бы хотел, чтобы и правительство, и президент нашли чиновников, способных договориться с людьми - совладельцами и управленцами "Газпрома"».
Следующий пассаж интервью, связанный с "острым" вопросом об "Итере", посвящен теме трубы. Нервно и дежурно опровергнув предположения об "особых" отношениях (как известно практически всем экспертам уже много лет, через "Итеру" "Газпром" выводит активы из-под контроля крупнейшего акционера - государства), Вяхирев объясняет, что "Газпром" отдает все "свободное" место в трубе "Итере", потому что это единственная серьезная компания на газовом рынке, которая "вкладывает" в добычу газа; а затем переходит к ключевому вопросу: "Надо понимать, что во всех случаях, вплоть до разделения собственности, "Газпром" будет использовать все свои 530 млрд кубометров в первую очередь. А потом уже все остальное. А вот этот объем в 530 млрд кубометров должен быть записан за "Газпромом" на всю оставшуюся жизнь".
Таким образом, продемонстрировав полную лояльность новым хозяевам Кремля (вопрос об НТВ и проч.) и готовность допустить их к управлению собственностью (первый мессадж интервью), Вяхирев формулирует условие компромисса: сохранение в монопольном владении "Газпрома" трубы (приватизированной, как уже упоминалось, газпромовским менеджментом под политическим прикрытием Черномырдина в 1990е гг.). Под занавес Вяхирев вполне комически рассказывает, почему был решительно против аудита отношений "Газпрома" и "Итеры" Deloitte&Touche и так неистово боролся за PriceWaterhouseCoopers: "Потому что это наш аудитор, которому мы платим деньги. Я на PriceWaterhouseCoopers 5 млн долларов потратил". - Понятно, что и PriceWaterhouse оказывается весьма заинтересованным в сохранении таких постоянных клиентских договоров, что и сказывается на качестве его аудита.
Обсудите в соцсетях
