25 мая 2018, пятница, 20:02
Facebook Twitter VK.com Telegram

24 сентября 2004, 12:13

Из космоса получен загадочный сигнал искусственного происхождения

Газета "Новые Известия" сообщает сегодня о сенсационном сообщении американских астрономов, сделанном в первый день осени, но оставшемся незамеченным из-за бесланских событий.

Речь идет о получении из космоса радиосигнала, имеющего, по всей видимости, искусственное происхождение. Иначе говоря, земляне получили сигнал от инопланетян, и за три недели никому не удалось опровергнуть этого предположения.

Авторами сенсации стали американские ученые из Национального астрономического и ионосферного центра Университета Беркли в Калифорнии. 1 сентября на страницах авторитетного журнала New Scientist они сообщили, что им удалось зафиксировать радиосигнал, имеющий искусственное происхождение. Сигнал, названный SHGb02+14a, был обнаружен радиотелескопом Arecibo в Пуэрто-Рико в рамках работы международной программы по поиску внеземного разума с помощью распределенных вычислений SETI@home.

18 марта 2003 года астрономы из Беркли навели антенны Arecibo на те области звездного неба, из которых были получены наиболее подозрительные сигналы. Подтвердить удалось только один – SHGb02+14a. Весьма слабый сигнал был зафиксирован три раза. Общая его продолжительность составила всего минуту.

Как заметил один из руководителей проекта, астроном из университета Беркли доктор Дэн Вертимер, «SHGb02+14a – самый интересный сигнал за всю историю программы SETI@home. Мы не прыгаем до потолка от радости, но продолжаем наблюдать за ним».

Загадочный сигнал исходил из точки, находящейся между созвездиями Рыбы и Овна. Ни одной известной астрономам звезды или планетной системы в пределах 1 тысячи световых лет от Земли в этом районе нет. Впрочем, руководитель российского Научно-культурного центра SETI Лев Гиндилис справедливо заявил «Новым Известиям», что нет указаний на то, что источник сигнала находится так далеко от Земли: "Он может располагаться как в межзвездном пространстве, так и непосредственно в Солнечной системе, ведь какой именно объект испускает радиоизлучение, мы пока не знаем".

Кроме того, сигнал SHGb02+14a был пойман на частоте 1420 мегагерц. Именно на этой частоте излучает и поглощает энергию нейтральный атомарный водород, самый распространенный элемент во Вселенной. Еще в 60-е годы прошлого века отцы-основатели SETI предположили, что инопланетяне, если они пожелают с нами связаться, воспользуются именно этой частотой. «Узость диапазона излучения сама по себе настораживает, ведь естественные объекты – пульсары, квазары, звезды, межзвездный газ и т.д. – выбрасывают энергию на всех возможных частотах, – комментирует открытие Лев Гиндилис. – Однако гораздо более странно другое. Сначала SHGb02+14a был зарегистрирован как сигнал с постоянной частотой, а потом она стала резко меняться – от 8 до 37 герц в секунду. Если предположить, что мы имеем дело с естественным объектом, то он должен вращаться вокруг своей оси с чудовищной скоростью – примерно в 40 раз быстрее, чем Земля. Честно говоря, вообразить, что бы это могло быть, мне сложно. Но все становится на свои места, если предположить, что испускающий радиосигнал объект имеет искусственное происхождение».

По словам собеседника газеты, подобная модуляция сигнала могла быть заложена специально, чтобы земляне обратили на него внимание, ведь естественные астрономические объекты излучают либо с постоянной, либо с переменной частотой.

«Специалисты SETI давно предполагали, что если представители внеземных цивилизаций захотят с нами связаться, они пошлют сигнал, априори противоречащий законам природы, – уточняет Гиндилис. – Справедливости ради надо сказать, что однажды мы уже прокололись. В рамках работы над программой The Search for Extraterrestrial Intelligence один из ведущих специалистов SETI обнаружил объект с красным и фиолетовым спектральным смещением. Все, казалось бы, говорило о том, что он  имеет искусственное происхождение. Проще говоря, мы засекли корабль инопланетян, который то приближался к Земле, давая фиолетовое смещение, то удалялся от нее, вызывая красное смещение. Последующие исследования, однако, показали, что загадочный объект является всего лишь звездой, выбрасывающей струи газа в диаметрально противоположных направлениях».

С выводами российского ученого согласны его коллеги из других отделений SETI. Так, американец Эрик Корпела заявил, что «сигнал, подобный SHGb02+14a, не может модулировать ни один из известных астрономических объектов».

В 1967 году астрономы зафиксировали пульсирующий радиосигнал и поспешили списать его на деятельность инопланетян. Однако впоследствии выяснилось, что источником радиоизлучения является пульсар – вращающаяся нейтронная звезда, исторгающая мощные направленные пучки радиации. «Не исключено, что и на этот раз мы откроем совершенно новый класс астрономических объектов, но в любом случае это будет новым словом в науке», – заявил «НИ» директор Астрокосмического центра ФИАН РАН Николай Кардашев.

Другие возможные версии появления таинственного радиосигнала не столь романтичны. Главный астроном Института SETI Сет Шостак предполагает, что он может быть порожден самим телескопом Arecibo, который имеет неподвижное блюдо-отражатель диаметром 305 метров и просматривает небеса, изменяя положение приемника относительно этого зеркала. Не исключено, что в определенном положении земные волны могут быть отражены на блюдо и получены обратно как сигнал, прибывший из космоса. Проверить эту версию просто – нужно послушать SHGb02+14a другим телескопом. Этим сейчас и заняты специалисты ведущих научных центров мира.

Есть предположение о том, что таинственный сигнал – дело рук хакеров, взломавших программу SETI@home, похоже, можно отбросить с ходу. «Методика распределенных вычислений, применявшаяся в SETI@home, гарантирует от случайных или преднамеренных сбоев в программе, – считает Николай Кардашев. – Для того чтобы ввести исследователей в заблуждение, злоумышленник должен был узнать: на какое время на телескопе назначены работы по SETI@home, прибыть в Пуэрто-Рико вместе с передатчиком и послать сигнал непосредственно на антенну Arecibo. Маловероятно, что найдутся желающие затевать столь трудоемкое и дорогостоящее мероприятие ради банального розыгрыша».

19:57 Путин отказался от третьего срока