Адрес: https://polit.ru/news/2005/03/23/ruskur/


23 марта 2005, 13:21

"Русский курьер": Встреча по чеченской проблеме под эгидой ПАСЕ в Страсбурге не принесла сенсаций. Правозащитники разочарованы

Широко разрекламированная встреча по чеченской проблеме под эгидой Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге не принесла никаких сенсаций, пишет газета "Русский курьер". Люди Ахмеда Закаева на нее не приехали. Из-за траура по погибшему президенту Ичкерии Аслану Масхадову. Глава Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев поспешил назвать отсутствие масхадовцев "демонстративным демаршем по отношению к Совету Европы" , который станет хорошим уроком тем представителям ПАСЕ, которые призывают Россию к переговорам.

Впрочем, члены официальной чеченской делегации, которые накануне пообещали, что уйдут из зала, если увидят "сепаратистов", были крайне рады их отсутствию и чувствовали себя победителями. "Круглый стол" проходил за закрытыми дверями, что редко бывает в ПАСЕ. Тон на заседании задавали "алхановцы" и депутаты Госдумы, которые охотно говорили о будущих парламентских выборах в республике и о вопросах обеспечения безопасности. Им аппеллировали российские правозащитницы - председатель Комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, эксперт Международной Хельсинской федерации Татьяна Локшина и член Союза Комитетов солдатских матерей Наталья Жукова. За неимением живых сепаратистов, "алхановцы" обвинили российсских правозащитниц в поддержке сторонникрв Масхадова.

Европейские парламентарии были на стороне трех представительниц слабого пола, когда те говорили о необходимости переговоров даже после убийства ичкерийского президента. Силы дискутирующих были явно неравны, и последнее слово осталось за про-российскими чеченцами, которые в один голос утверждали, что главным этапом политического урегулирования станут предстоящие осенью парламентские выборы в Грозном, которые , как это водится в Чечне, будут "максимально свободными и честными," а к участию в них будут допущены, в том числе, и сепаратисты, если они не замешаны в "кровавых преступлениях".

Председатель Комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина в интервью "Русском курьеру" прокомментировала страсбургский круглый стол , подчеркнув, что, хотя она и не возлагала больших надежд на это мероприятие, оно ее несколько разочаровало: "Большинство выступлений были похожи на речи на партсобрании. Рассказывали о достижениях народного хозяйства Чечни и все выступающие говорили практически одно и то же. Мы с Татьяной Локшиной заявили, что решение политических вопросов в Чечне лежит в сфере прав человека. Я говорила, что надо отличать сепаратистов от террористов, что надо дать возможность людям отстаивать свою позицию об отделении Чечни законными путями. Я убеждена, что этот вопрос должен быть поставлен и люди должны выразить свою позицию. Нужно говорить о том, что на самом деле происходит в Чечне, а не рисовать "потемкинские деревни". У европейских парламентариев не было такого единодушия, как у членов чеченской делегации. Рудольф Биндиг сказал, что российская власть должна дать знак о необходимости решения проблемы с правами человека в Чечне. Но, поскольку, на круглом столе не было представителей исполнительной власти, кроме Аслаханова, то ему никто ничего не ответил. И все-таки я не жалею, что поехала в Страсбург. Самое интересное, как это часто бывает на подобных встречах, происходило в кулуарах. Удалось поговорить и с президентом Чечни Алу Алхановым, который произвел на меня достаточно обнадеживающее впечатление, удалось поговорить и с другими.

Выступая после перерыва, я сказала : "Создается такое впечатление, что это мы с Татьяной Локшиной живем в Чечне и что это наших детей похищают, а не ваших. Я спросила у чеченцев, почему они не знают о судьбе Тимура Хамбулатова, которого забрали в Наурском районе, а наутро прокурор нашел его убитым неизвестными лицами, после чего его матери ответили, что Хамбулатов упал со стула и умер. Я спросила их знают ли они о Заре Муртазалиевой, осужденной на 8 с половиной лет колонии общего режима, знают ли они, что людей Кадырова в республике боятся больше, чем представителей федеральных войск? После выступления ко мне подходили члены чеченской делегации и говорили: "спасибо". Это было очень важно. И мне показалось, что , если такие мероприятия будут проводиться чаще, то , возможно, люди станут более откровенными. Тем более, если кроме одинаковых речей, напоминающих рапорты об успехах будут слышны и какие-то другие голоса. Мы подняли вопрос о возможности передачи тела Аслана Масхадова его семье. Но поняли, что в этом вопросе не найдем никакой поддержки."