Адрес: https://polit.ru/news/2005/04/13/cosmos/


13 апреля 2005, 13:07

Первыми на Луне побывали советские летчики - герои нового документального фильма

Премьера художественного фильма Алексея Федорченко “Первые на Луне” о межпланетном полете советских космолетчиков прошла вчера в Екатеринбурге. 12 апреля, в день космонавтики, зрителям объяснили, что их советские предшественники покорили Луну еще до Второй Мировой войны, передает BBC.

"Можно долго спорить, были американцы на Луне или нет, но есть факты, которые убедительно доказывают - советским ученым удалось запустить летательный аппарат в космос еще в марте 1938 года. Информация более чем убедительна!" - пишет автор в аннотации к картине. История с картиной сильно напоминает шедевр документальной фальсификации Питера Джексона ("Властелина колец") - фильм "Забытое серебро" (1995). В нем была рассказана история неизвестного новозеландского пионера кино Колина Маккензи, изобретателя первой камеры и технологии цветной пленки из сока ягод. Задуманный как пародия на многочисленные исторические документальные фильмы, посвященные столетию кинематографа, показанный по телевидению фильм произвел впечатление на новозеландцев, которые остались под сильнейшим впечатлением от факта, что их соплеменник обошел Люмьеров. Как показала статистика, многие из них так и не захотели поверить в то, что фильм Джексона был мистификацией.

Фильм "Первые на Луне" также целиком построен на кадрах кинохроники и воспоминаниях бывшего военного летчика, члена первого отряда советских космонавтов Ханифа Фаттахова. "Мы не разыгрываем и не обманываем зрителя, это ни в коем случае не розыгрыш. Может быть документальная фантастика. Я до сих пор не определился с жанром. Возможно, мы сняли документально-игровой фильм", - рассуждает режиссер  Федорченко. Он также уверяет, что даже специалисты Российского космического агентства, видевшие фильм, не смогли отличить реальные архивные кадры от реконструкции, созданной съемочной группой. 

Героем фильма стал конструктор Федор Супрун, запустивший ракету, которая так и не вернулась на землю, связь с ней была потеряна, а "первый советский космолетчик" Харламов пропал. Все данные о программе после неудачного эксперимента уничтожили, а отряд космонавтов расформировали.

"Это фильм, конечно же, не о полете на Луну, а о том, как государство не ценит своих людей. О том, как оно ломает самое важное, что у него есть - судьбы своих граждан", - повернул слегка в сторону от исторических фактов режиссер картины.

До Екатеринбурга "Первые на Луне" были показаны 12 марта этого года на международном кинофестивале "Дух Огня" в Ханты-Мансийске. 22 апреля фильм планируют показать в московском Доме кино. Вслед за ними фильм увидять космонавты в Звездном городке. Дальнейшая прокатная судьба картины пока неясна.

Руководитель службы информации Свердловской киностудии Наталия Трофимова рассказала в интервью ИТАР-ТАСС, что фильм снят в инновационном жанре: в нем гармонично сочетаются художественные съемки и документальные кадры из кинохроник. “Этот жанр считается самым модным в США и Европе, потому что помогает максимально воссоздать атмосферу той или иной эпохи, - сказала Трофимова. – Зрителям покажут уникальные материалы секретных съемок спецслужб в ЮАР, Монголии, Крыму из киноархива бывшего НКВД”.

Между тем, проблема постановочных съемок в документальном фильме обсуждалась недавно оскаровским комитетом. В начале марта представители американской кинодокументалистики заявили, что в ленте Бобби Хаустона (режиссера) и Роберта Хадсона (продюсера) "Необычайные времена: Детский марш протеста" нарушена этика по отношению к зрителю. Связано это с той техникой, которую сами режиссеры прозвали "фальшивый документ" ("faux doc"). Возражения вызвали сцены, в которых была создана подробная декорация, на фоне которой были сняты сцены марша протеста с участием тысяч детей, проходившего в 1963 году в городе Бирмингеме (штат Алабама). Сцены снимались в Калифорнии с использованием старых камер, которые делали "картинку" максимально схожей с историческими кадрами Марша. Далее сцены монтировались с историческими сценами и не сопровождались каким бы то ни было комментарием, что происходящие перед глазами зрителя события реально были сняты специально для фильма, а не происходили на самом деле.

Картина была удостоена Оскара в номинации "Короткометражный документальный фильм", однако после протеста кинодокументалистов правила включения документальных лент в конкурс могут быть изменены.