Адрес: https://polit.ru/news/2005/07/12/shepel/


12 июля 2005, 16:53

Шепель: огнемет "Шмель" не является оружием зажигательного действия

Матери, потерявшие своих детей в результате теракта в Беслане, требуют встречи с президентом Путиным. Для этого они готовы двинуться маршем на Москву. Об этом "Эху Москвы" сообщила руководитель комитета "Матери Беслана" Сусанна Дудиева. "Мы в конце мая отправили письмо Путину, в котором писали, что, несмотря на большое расстояние между нами, мы ждем встречи и готовы ради нее идти пешком в Москву, - сказала она.

По словам Дудиевой, эта акция не связана непосредственно с проходящим судом и будет проведена в том случае, если Путин не захочет принять матерей Беслана. "Путин говорил, что власть должны быть ближе к народу. Нам есть, о чем с ним говорить, и мы считаем, что встретиться с нами он просто обязан", - сказала Дудиева.

Кроме того, Дудиева сообщила, что матери Беслана направили ходатайство на имя заместителя генпрокурора Николая Шепеля о том, что все уголовные дела, связанные с терактом, включая дело Кулаева, должны быть объединены в одно, поскольку в ходе суда возникли неясности. Пока что нет ответа ни от Шепеля, ни от Путина.

Сегодня заместитель генпрокурора Николай Шепель обнародовал последние подробности расследования захвата бесланской школы. Он признал, что во время операции в Беслане военные стреляли по зданию школы из огнеметов и танков. При этом, Шепель заявил, ссылаясь на данные экспертизы, что реактивный пехотный огнемет (РПО-А) "Шмель" не является оружием, запрещенным международными конвенциями. "Нами была назначена экспертиза в Военной академии радиоактивной, химической и биологической защиты, которая четко сказала, что РПО-А не является оружием зажигательного действия. И все разговоры о том, что применялось запрещенное международными соглашения и конвенциями оружие, сами собой отпадают", - заявил замгенпрокурора. Он сказал, что для верности в ходе экспертного исследования из этого огнемета выстрелили по сухому деревянному зданию, которое было полностью разрушено, но не загорелось. Между тем, по материалам следствия, больше всего заложников погибло именно из-за того, что во время пожара обрушилась крыша спортзала. Родители заложников говорили, что причиной пожара стала именно стрельба из огнеметов.

Что касается танков, то, по словам Шепеля, военные применили их только после того, как в здании захваченной школы не осталось ни одного заложника.

Замгенпрокурора также сообщил, что из 31 террориста, убитого в Беслане, опознан 21. Опознать одного из них смог участник нападения на Ингушетию в июне прошлого года - уроженец Ингушетии Ханиев. По словам Шепеля, этот человек, задержанный в рамках расследования бесланского теракта, знал всех участников нападения на школу. Он также дал информацию о нахождении лагеря Абу-Дзейта, где готовились боевики перед нападением на Беслан, сказал Шепель.

Между тем сегодня в Верховном суде Северной Осетии продолжился процесс по делу Нурпаши Кулаева - единственного участника захвата школы в Беслане, представшего перед судом. Гособвинение и защиты продолжают допросы потерпевших. Их по делу Кулаева 1343 человека. На прошлом заседании успели допросить только 8 человек. Суд над Кулаевым начался 17 мая, с тех пор прошло 11 заседаний. В ходе суда возникла странная коллизия: бесланские матери, которые не верят официальным заявлениям о расследовании, стали говорить, что готовы хлопотать о помиловании Кулаева, если он им расскажет правду о теракте. На одном из митингов потерпевших даже были заявления, что выживший боевик - лишь пешка и его "можно было бы даже освободить", а за теракт должны отвечать руководители республики, которые допустили эту бойню.

В бесланской школе, где 1-3 сентября 2004 года террористы удерживали в заложниках 1128 детей, учителей и родителей, погибли 330 человек, ранения получили 728 человек.