Адрес: https://polit.ru/news/2006/02/02/KosovoUnik/


02 февраля 2006, 06:15

Россия не признает уникальность Косово

Россия устами президента Путина настаивает на "универсальности" будущего решения по статусу Косово. По мнению Путина, если Косово получит независимость, то на независимость могут претендовать и непризнанные этнические государства на постсоветском пространстве, например Южная Осетия или Абхазии. Западные державы, напротив, настаивают на "уникальности" косовской ситуации, ссылаясь на "происхождение проблемы". Пока упоминание об "уникальности" усилиями российского министра иностранных дел Лаврова решено снять, однако  проблема осталась. Запад хочет признать независимость Косово, но не создать прецедента для других территорий, находящихся в аналогичном положении, сообщает «Коммерсант».  

В 1990-е годы считалось, что этнические конфликты – это наследие распавшихся социалистических империй или свергнутого авторитаризма. А приход "голубых касок" или других международных структур позволит остановить кровопролитие и найти политическое решение проблемы. Первое оказалось правдой – кровопролитие в основном остановлено. Однако политическое решение не найдено практически нигде.

Примеров успешной и мирной реинтеграции этнических автономий новейшая история практически не знает. Действительно, после многолетней партизанской войны против режима Саддама Хусейна Курдистан сегодня согласился войти в состав федеративного иракского государства. Но федерация эта фиктивна и фикция эта сохраняется постольку, поскольку Багдад не пытается хоть как-то "управлять" курдами. Непризнанная Сербская республика также была реинтегрирована в состав Хорватии – но лишь после того, как сербы потерпели военное поражение.

Однако в случае Карабаха, Южной Осетии, Приднестровья и целого ряда других "непризнанных государств" ситуация явно находится в тупике, и решение проблемы даже не просматривается. Некоторые из них уже более десяти лет существуют как фактически независимые государства. Их экономические и политические структуры приспособились к существованию в условиях, когда нет  "ни мира, ни войны, ни международного признания".  Однако чем дольше существуют непризнанные государства, тем менее вероятным становится их реинтеграция". Наиболее ярким примером является Кипр, где международные миротворцы с 1964 года патрулируют "зеленую линию" между греками и турками, давно уже создавшими собственные государства.

Косово уже больше пяти лет находится под управлением международных миротворцев, но, по признанию генсека ООН Кофи Аннана, никакого прогресса в деле построения многонациональной демократической государственности за это время достичь не удалось – а в некоторых областях ситуация даже ухудшилась. Сербов продолжают выдавливать и из политического процесса, и с территории края, а албанцы  не скрывают, что стремятся не к примирению, а к независимости. Однако ситуация в Косово отличается от других случаев наличием крайне влиятельного внешнего игрока, заинтересованного в прекращении такого статус-кво, это – Евросоюз. Поскольку ЕС тратит на Косово €2 миллиарда ежегодно  и предоставляет 90% миротворцев.

Для Евросоюза вопрос решен. Три принципа, согласованные контактной группой (Косово не может быть возвращено под власть Белграда, разделено и присоединено к другому государству), не означают ничего другого как независимость. Вопрос только в словах и времени. Но более важный вопрос в том, будет это названо "уникальным решением" или международное сообщество осознает необходимость выработки универсального "промежуточного" статуса для непризнанных этнических территорий.