Адрес: https://polit.ru/news/2006/03/29/govoruhin/


29 марта 2006, 15:18

Главному борцу с порнографией и педерастией в кино исполнилось 70 лет

Сегодня, 29 марта кинематографисту и единороссу Станиславу Говорухину исполняется 70 лет. Юбилейный вечер состоится послезавтра в столичном театре "Школа современной пьесы".

Станислав Сергеевич Говорухин родился в 1936 году в городе Березняки Пермской области. Окончил Казанский университет по специальности "Геология". Проработал два года на Казанской телестудии, а в 1961 году поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Первый фильм Станислав Говорухин снял вместе с Борисом Дуровым: это была "Вертикаль" с Владимиром Высоцким в главной роли. За этой картиной последовали "День ангела" (1968), "Белый взрыв" (1969), "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" (1972). В 1979 году на экраны вышел пятисерийный телефильм "Место встречи изменить нельзя". Вслед за ним Говорухин снял "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" (1981), "В поисках капитана Гранта" (1986).

В конце 1980-х Говорухин начал снимать документальные фильмы ("Так жить нельзя", "Россия, которую мы потеряли", "Александр Солженицын" и проч.), а потом все больше удалялся из кино в политику, где профессионально занялся критикой отечественного кино за его безнравственность.

Новому поколению ценителей кино он запомнился в основном неудачными попытками принять закон о порнографии. В 1997 году возглавляемая Говорухиным комиссия подготовила закон "О государственном регулировании оборота продукции сексуального характера". Закон требовал проводить все "сексуально-эротические мероприятия" в специально отведенных местах и облагать их дополнительным налогом.

Закон не был принят, но Говорухин продолжал выдавать резкие оценки российской киноиндустрии: "Положение, которое сложилось в действительности, таково, что с ним мириться невозможно, ибо это порнографическое безумие достигло уже тех пределов, что мы очень быстро догнали Таиланд" (это фраза из выступления его в Госдуме в 1998 году, где он возглавлял комитет по культуре).

Не менее критично оценивает юбиляр тенденции артхауса: "Студенты ГИТИСа сразу учатся снимать фильмы для зарубежных кинофестивалей, где требуется чернуха про Россию и… кроме фильмов про педерастов уже ничего не принимают".

Благодаря своей политической деятельности, Говорухин получает на свои картины государственные деньги, и снимает фильмы "Ворошиловский стрелок" (1998), "Благословите женщину" (2003) и "Не хлебом единым" (2005). Как писал по поводу фильма с "тошнотворным названием" "Благословите женщину" обозреватель Газеты.Ру, "это депутатское художество ориентировано на самый активный электорат, то есть на пенсионеров": "обожатели получили новое «советское» кино, мелодраму про благородных и сильных людей. Недруги увидели архаическое, ходульное и неестественное ретро [...] Такое кино просто создано для благотворительных просмотров в неблагополучной социальной среде, где аншлаги и бурные овации обеспечены".
 
В сентябре 2005 года награждение фильма Энга Ли "Горбатая гора" Станислав Говорухин прокомментировал так: "…Ну, вот Венеция закончилась - получил главный приз фильм о педерастах, Берлинский фестиваль вообще - фестиваль педерастов. Что такое сегодня фестивальный фильм? Это то, что сейчас прогремело, а назавтра люди все забыли… Фестивальный фильм - это картина, сделанная нездоровым человеком для нездоровых зрителей".

Как будто специально оправдывая реноме, Говорухин, и за всю жизнь не снявший ничего по европейским меркам "фестивального", говорит в юбилейном интервью "Комсомольской правде": "Сейчас я работаю в Государственной Думе. Фильм ["Пассажирка"] в дальних планах, когда будет финансирование и подходящая погода. Это экранизация одного малоизвестного рассказа Станюковича - морская история, дело происходит на парусном корабле, любовь-морковь... Хочу развлечься, сделать легкую историю любви".