Адрес: https://polit.ru/news/2006/04/14/connect/


14 апреля 2006, 17:35

Высокоскоростной канал соединит научные учреждения Азии и Европы

Шведско-финский магистральный оператор TeliaSonera выиграл конкурс на создание высокоскоростного канала, соединяющего научные заведения Азии и Европы, сообщает ComNews. Канал емкостью 622 Мбит/с организован на магистралях самой TeliaSonera - от Москвы до Стокгольма и основная часть от Пекина до Москвы - на евроазиатской магистрали "ТрансТелеКома" (ТТК). Конкурс проводился Евросоюзом в интересах некоммерческой организации DANTE, занимающейся проектированием и созданием научно-образовательных сетей по всему миру. ТТК выступил в качестве субподрядчика.

В начале марта текущего года ТТК совместно со специалистами TeliaSonera International Carrier завершил тестирование канала на всем маршруте Европа-Китай и в настоящее время канал успешно сдан в эксплуатацию конечному потребителю.

Канал соединяет азиатскую сеть TEIN2 с европейской GEANT2. TEIN2 начала действовать в декабре 2005 года. Она объединяет национальные сети Китая, Индонезии, Японии, Кореи, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Таиланда, Вьетнама и Австралии. В данный момент сеть состоит из 15 маршрутов, соединяющих 10 региональных партнеров между собой и с Европой. Соединение с GEANT2 в Европе осуществляется по северному наземному каналу (622 Мбит/с) и южному подводному маршруту (3х622 Мбит/с).  Узлы доступа к сети TEIN2 расположены в Пекине, Гонконге и Сингапуре. Центр управления сетью расположен в Гонконге. При этом весь проект координируется университетом Циньхуа.

В тендере участвовали многие ведущие глобальные операторы, работающие на морских кабельных маршрутах (североамериканском и южном) и наземном маршруте через территорию России. TeliaSonera победила в тендере, так как предложила географически кратчайший маршрут с наименьшим уровнем задержки сигнала. Согласно результатам исследований, время задержки (round trip delay) по каналу связи между Копенгагеном, Москвой и Пекином составило 160 мс, а время задержки по альтернативным маршрутам (из Европы в Азию через США) превысило этот показатель более чем вдвое. Согласно планам DANTE, в проекте предусмотрена дальнейшая модернизация канала до емкости 2,5 Гбит/с.

Мировой опыт показывает, что различие приоритетов у научных сетей и промышленных (производительность и надежность) приводит к необходимости научному сообществу иметь собственную сеть. К настоящему моменту развитые страны имеют научные сети с пропускной способностью порядка десятков Гбит/с. Страны, которые подтягиваются к развитым (Китай, Бразилия, Польша, Словакия) – единицы Гбит/с. Россия имеет связь с миром пропускной способностью 2,4Гбит/с, а внутри страны - 200 Мбит/с, то есть немного ниже уровня следующей группы стран, включающих в частности Румынию и страны Африки.

По имеющимся данным, создаваемый канал, хотя и пройдет через Россию, практически не будет иметь шлюза с нашей научной сетью. Сейчас в результате инфраструктурного провала Россия уже теряет вложенные средства. Так, например, российские ученые не могут полноценно участвовать в финансируемом Россией проекте Европейского института ядерных исследовании, потому что для этого нужна пропускная способность сетей минимум 10 Гбит/с.

По мнению экспертов, системное решение проблемы создания необходимой информационной инфраструктуры науки и образования требует специальной национальной Программы развития научно-образовательных сетей информационного обмена, как базы для развития информационных технологий и высокотехнологичных производств в стране.