Адрес: https://polit.ru/news/2006/09/10/no_air/


10 сентября 2006, 03:32

Ту-154 не хватило воздуха

К катастрофе Ту-154 авиакомпании "Пулково" под Донецком, в результате которой погибли 170 человек, привели плохие погодные условия и неправильные действия экипажа, пишет "Коммерсантъ".

Предварительные выводы следования по делу об авиакатастрофе вчера огласил генпрокурор Украины Александр Медведько. В Минтрансе России и Межгосударственном авиакомитете (МАК) заявляют, что господин Медведько поторопился - техническая комиссия по расследованию катастрофы еще продолжает работу. При этом российские специалисты уже нашли в украинской версии "воздушные" изъяны.

На днях генпрокурор Украины Александр Медведько созвал пресс-конференцию, чтобы рассказать о расследовании катастрофы Ту-154, произошедшей 22 августа этого года под Донецком. "Причинами авиакатастрофы, по предварительным данным, стали погодные условия и неправильные действия экипажа самолета, который имел информацию о наличии по курсу полета грозового фронта и решил обойти его через верхнюю границу",- заявил генпрокурор. При этом, отметил он, экипаж не учел, что высота грозового фронта была не меньше 15 км, что "не характерно для средних широт". Медведько рассказал, что, находясь на максимально допустимой для такого типа самолета высоте, лайнер попал в зону сильной турбулентности, которая возникла в результате столкновения двух воздушных фронтов. "Вследствие этого произошел быстрый выброс лайнера на высоту более 12 тыс. м с одновременным отказом двух двигателей,- сообщил генпрокурор.- После этого самолет утратил управляемость и вошел в так называемый плоский штопор, что привело к его неконтролируемому падению, которое продолжалось около четырех минут".

Выводы генпрокурор сделал на основе доклада следователя по этому делу - полковника юстиции Андрея Стригуна, имеющего опыт подобных расследований. Он, в частности, расследовал катастрофу Су-27 летом 2002 года на авиашоу во Львове, в результате которой погибли 77 человек. В компетенции следователя Стригуна генпрокурор не сомневается. Однако в ходе той же пресс-конференции выяснилось, что следователь Стригун сделал выводы, отталкиваясь от данных диспетчерской службы харьковского аэропорта, в зоне ответственности которой находился пулковский борт, осмотра места происшествия и узлов разбившегося самолета, показаний свидетелей и изучения видеозаписи взрыва самолета, сделанной мобильным телефоном.

Так или иначе, но самолет оказался на предельной для себя высоте. В этом случае воздушному судну нужна полная мощность двигателей. Однако развить ее в условиях разряженного воздуха и высокой (-36° вместо обычных -55°) температуры двигатели не смогли. Уменьшившаяся тяга привела к тому, что самолет начал как бы заваливаться на хвост и в результате на двух из трех двигателей возник так называемый помпаж. После этого катастрофы было уже не избежать - моторы остановились, и самолет, потеряв скорость, сорвался в плоский штопор. При этом источники «Коммерсанта» в комиссии по расследованию говорят, что даже во время падения самолета экипаж пытался его спасти: было зафиксировано несколько попыток запусков двигателей, которые оказались неудачными.