Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 июля 2018, Вторник, 01:36
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

11 сентября 2006, 13:35

ФАС недовольна ходом реформы РЖД

“Российским железным дорогам” (РЖД) нужно поделить свой грузовой парк не с одним, а сразу с тремя железнодорожными операторами, чтобы не создавать монополии на рынке. В крайнем случае связать нового оператора поведенческими условиями. Такое мнение Федеральная антимонопольная служба (ФАС) высказала на комитете по реформированию РЖД. РЖД планирует передать почти весь свой парк одной “дочке”, чтобы ее капитализация составила $6-9 млрд, а годовой оборот — $3 млрд.

Советом директоров ОАО «РЖД» на 2006 год запланировано выделение дочернего общества – «Грузовой компании» с передачей большей части грузовых вагонов. По мнению Управления выделение одной «Грузовой компании» будет иметь признаки нарушения Закона о конкуренции, поскольку этой компании может быть передано почти 60 % вагонного парка, эксплуатируемого на железных дорогах России. На заседании Комитета по реформированию совета директоров ОАО «РЖД» была изложена позиция Управления о необходимости выделения грузового вагонного парка ОАО «РЖД» в три или четыре дочерних общества, что будет соответствовать развитию конкуренции на железных дорогах России.

ФАС также предлагает ускорить рассмотрение материалов, представленных Управлением по возбуждению дела в отношении ФСТ России по устранению нарушений Закона о конкуренции.

Реформирование РЖД – процесс далеко неоднозначный. Так, деловой журнал «Компания» присудил «Российским железным дорогам» (РЖД) по итогам 2005 года премию «Компания года» в номинации «За эффективное реформирование».

В то же время специалистами признается, что единственным по-настоящему реальным итогом реформы на железнодорожном транспорте является создание института независимых операторов подвижного состава, появившихся не благодаря желанию железнодорожной монополии, а скорее от безысходности, поскольку РЖД, просто не справлялось с обслуживанием потребностей экономики. Дефицит вагонов остро ощущался еще в советское время.

В результате к тому времени, когда российская экономика начала расти, железнодорожная монополия была уже совершенно не способна удовлетворять быстрорастущий спрос на перевозки. Снять проблему дефицита подвижного состава удалось, создав институт независимых операторов вагонов. Однако то, что РЖД не удовлетворяет потребностям растущей экономики, а со временем разрыв между ожиданиями экономики и предложением российских железных дорог будет только расти, вынудило россйские власти пойти на более радикальные реформы в сфере железнодорожного траснпорта.

Проект структурной реформы был утвержден постановлением правительства «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» 18 мая 2001 года. Основной целью реформ было решено сделать повышение эффективности работы железнодорожного транспорта за счет отделения конкурентных секторов деятельности дороги от естественно-монопольных. Основным инструментом осуществления реформ должны были стать частные инвестиции и создание конкурентного рынка железнодорожных перевозок. Однако, как свидетельствуют практически все аналитики, реальной конкуренции пока не получается.

Надо сказать, что сейчас РЖД существенно ограничена в возможностях ценовой конкуренции - есть тарифы на перевозки, регулируемые государством. Однако есть несколько «но». Руководство РЖД стремится часть сегментов железнодорожных перевозок вывести из-под действия антимонопольного законодательства, а во-вторых, успешно применяют методы административного давления на конкурентов, связанные с возможностью регулировать допуск частных вагонов к железнодорожной инфраструктуре. Составы РЖД, по словам участников рынка в первую очередь подаются под разгрузку и выгрузку, быстрее отправляются со станций, а ремонт частного подвижного состава в депо, принадлежащих РЖД, осуществляется по «специальным» калькуляциям затрат.

Управляя всей инфраструктурой дороги, РЖД также обладает парком подвижного состава, в несколько раз превышающим суммарное количество вагонов и локомотивов, принадлежащих независимым компаниям.

Под контролем независимых операторов находится порядка 250-280 тыс. вагонов (наиболее крупные независимые операторы обеспечивают перевозки своих материнских компаний – например, один из крупнейших независимых перевозчиков «Северстальтранс»). Грузовой парк РЖД составляет более 600 тыс. вагонов. В результате РЖД диктует свои условия на рынке – по причине размеров парка и суммарного объема перевозок монополии и ее дочерних структур.
Более того, выведение из состава РЖД дочерних перевозчиков никаким образом ситуацию не исправляет, а тарифы после этого только вырастают. По оценке той же ФАС, выделение дочерних обществ из состава ОАО «РЖД» (ОАО «Рефсервис», ОАО «ТрансКонтейнер») сопровождается повышением стоимости перевозок грузов на 20 – 25 %. ОАО «Рефсервис» и ОАО «ТрансКонтейнер» осуществляют свою деятельность по ставкам прейскуранта № 10-01 для вагонов и контейнеров общего парка (по сути по внутренним тарифам материнской компании, тарифам максимального благоприятствования), а с клиентуры взимают плату по рыночным ценам. Монополия, по сути, выводит свои «дочки» из-под действия тарифного регулирования, максимизируя прибыль при сохранении того же уровня расходов.

Борьба за демонополизацию РЖД вступает в новую фазу. Аналитики рынка отмечают, что рекомендации ФАС «Российские железные дороги» не вполне устраивают и железнодорожная монополия сделает все, чтобы передать парк своей «дочке», не распределяя его между тремя операторами. Такую процедуру проще организовать, а рынок будет проще контролировать. Однако даже в случае принятия рекомендаций ФАС РЖД не потеряет монопольные позиции на рынке – просто следствием будет появление псведоконкурирующих компаний. По существу позитивная часть аналитического доклада ФАС с предложениями по – мертвому припарки. От положения монополиста РЖД – если будет сохраняться сегодняшний тренд реформирования – отказываться не собирается. А вот тарифы будут подниматься.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

16.07 21:01 Глава Amazon стал самым богатым человеком в современной истории
16.07 20:37 США пожаловались в ВТО на ответные пошлины Китая и ЕС
16.07 20:06 Путин и Трамп не пришли к общему мнению по Крыму
16.07 19:49 Путин подарил Трампу мяч ЧМ-2018
16.07 19:26 Путин объявил сообщения о компромате на Трампа шелухой
16.07 19:22 Трамп признал отсутствие связи 12 обвиняемых в США россиян с выборами
16.07 18:50 Трамп пообещал России серьезную конкуренцию на газовом рынке ЕС
16.07 18:47 «Ювентус» за день отбил половину стоимости Роналду
16.07 18:29 Лондонский суд арестовал активы братьев Ананьевых
16.07 18:27 Путин напомнил о завершении холодной войны с США
16.07 18:04 Комитет Госдумы одобрил законопроект о повышении НДС ко второму чтению‍
16.07 17:43 Ученые объявили Туринскую плащаницу подделкой
16.07 17:38 Минтруд подтвердил пересмотр балльной пенсионной системы
16.07 17:37 Крысы снижают количество рыб на коралловых островах
16.07 17:14 «Бог Кузя» получил пять лет за создание секты
16.07 16:54 Мосгорсуд продлил арест двух фигурантов дела «Седьмой студии»
16.07 16:36 Тет-а-тет Путина и Трампа занял больше двух часов
16.07 16:21 Booking.com прекратил работу в Крыму из-за санкций
16.07 16:03 Посольство Франции подтвердило закрытие торгпредства в России
16.07 15:59 Яровая предложила искать пропавших детей по мобильникам
16.07 15:43 У одной пчелиной семьи может быть до пятидесяти разных отцов
16.07 15:35 Минздрав объяснил рост заболеваемости ВИЧ
16.07 15:16 Италия будет агитировать за отмену антироссийских санкций
16.07 14:55 Евросоюз запретил импорт российской птицы
16.07 14:36 Прокуратура Москвы объяснила выделение 33 млн рублей разогнавшим митинг казакам
16.07 14:31 Путин и Трамп уединились для обсуждения «болевых точек»
16.07 14:20 В ЕР решили единогласно поддержать пенсионную реформу
16.07 14:13 Минобороны отчиталось по выводу российской авиации из Сирии
16.07 13:48 Положительные отзывы на пенсионную реформу дали 77 регионов
16.07 13:44 Звонивший в колокол деревянный рыцарь был найден в башне Линкольнского собора
16.07 13:33 Путин опоздал на встречу с Трампом
16.07 13:27 ФИФА выдвинула Дзюбу и Черышева на приз автору лучшего гола ЧМ-2018
16.07 13:16 Путин прибыл в Хельсинки на встречу с Трампом
16.07 13:11 ЦБ оценил рост цен после повышения НДС
16.07 12:53 РЖД пустят домашних питомцев в поезда без хозяев
16.07 12:34 Думский комитет одобрил повышение пенсионного возраста
16.07 12:28 Грудинин развелся с женой после 38 лет брака
16.07 12:13 Яд из Эймсбери находился во флаконе из-под духов‍
16.07 12:08 Мособлизбирком окончательно определил кандидатов в главы Подмосковья
16.07 11:50 С отдыхающих на Кубани начали взимать курортный сбор
16.07 11:46 Трамп признал вину США в плохих отношениях с Россией
16.07 11:30 В офис «Натали Турс» пришли следователи
16.07 11:19 СМИ узнали о готовности кабмина ограничить импорт алюминия ради «Русала»
16.07 11:11 Минтруд пообещал 5 млрд рублей в год на переобучение будущих пенсионеров
16.07 10:53 В Калуге прошел концерт московских творческих коллективов
16.07 10:51 «Мегафон» решил избавиться от статуса публичной компании
16.07 10:44 Въезд в Россию по паспорту болельщика продлят до конца 2018 года
16.07 10:29 Следком подтвердил подлинность останков Николая II и его семьи
16.07 10:24 В Великобритании заподозрили ГРУ в отравлении Скрипалей
16.07 09:50 Песков не уверен в обсуждении «Северного потока — 2» на саммите Россия-США

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.