Адрес: https://polit.ru/news/2006/09/18/grenuii/


18 сентября 2006, 10:21

"Гренуй Зюскинда напоминает Горлума Толкиена"

На прошлой неделе российский зритель увидел на экранах долгожданную экранизацию романа Патрика Зюскинда "Парфюмер". Том Тыквер взялся за эту работу, в то время как многие режиссёры не это не осмеливались. О том, как это у него получилось, рассуждают студенты, увидевшие новый фильм в первые дни проката.

А. Кондратьев - МГУ

В страшных снах всегда есть что-то общее. История гения обоняния, Жана Батиста Гренуя, странным образом напоминает гоголевскую историю про нос, убежавший от своего хозяина.   Запах опровергает существование души в истории Зюскинда. Нос (часть) замещает целое (лицо) в истории Гоголя. Понятное превращается в непонятное. Привычное – в страшное.

В монстрах, как и в страшных снах, тоже есть общие черты. Гренуй Зюскинда напоминает  Горлума Толкиена. У них обоих есть власть над миром (секрет запаха – у Гренуя, кольцо всевластия – у Горлума). Кольцо губит Горлума, обоняние заводит Гренуя в тупик. Оба они – обитатели пещер.

С. Высоцкая - МГУ

«Парфюмер» Тома Тыквера – это фильм о теле. Или, иначе говоря, об отсутствии души. Если «запах – это душа существа», то, кажется, что душа до конца растворена в теле. Об утрате души и внутренней цельности написано немало: «Человек без свойств», «Полые люди», «Распад атома». «Парфюмер» Зюскинда, а теперь и Тыквера – диагноз. Сложный и метафорический. Том Тыквер, как кажется, смягчает жесткость Зюскинда и очеловечивает героя. Его Гренуй – страдающий монстр. В нем пробуждается человеческое начало. Бен Уишоу сыграл его очень полно, насыщено. Да, в фильме стало меньше духа-запаха, зато стало больше души. Разве плохо?

А. Костричкин - лицей при РГГУ

Начало фильма: освещенный кончик носа Жана Батиста Гренуя. Финал фильма: последняя капля, вытекающая из страшного флакона. Деталь «рифмуется» с деталью. В фильме Т. Тыквера все тщательно «срифмовано». Самая удачная «рифма» - это пустые пространства, музыка и молчание главного героя. Гренуй молчит потому, что душа его пуста. Улицы или залы пусты и темны как душа Гренуя. Сумрачная музыка углубляет и пространство, и характер. Все со-отражается. Это – как в лабиринте, в котором кружится голова от отраженных изображений. 

А. Праселков - лицей при РГГУ

В фильме Тома Тыквера Жан Батист Гренуй все время чувствует запахи, а мы все время слышим звуки. Оправданно?  Да, так как это выражает характер героя, как его понимает режиссер. Нет, так как тянущаяся музыка затягивает и без этого затянутый ход событий. Стремительный и даже лихорадочный темп романа нарочно замедлен. Вряд ли это оправданно. Сцена оргии на площади. В романе она шокирует и притягивает одновременно. А в фильме откровенно разочаровывает! Что-то среднее между сектантским радением и массовым наркотическим опьянением. Все дело в том, что Тыквер создал фильм о неудачнике, а Патрик Зюскинд написал роман о тайне запахов.