Адрес: https://polit.ru/news/2006/10/12/idr/


12 октября 2006, 13:22

У Волина появится свой «Бизнес»

Как сообшают "Ведомости", близка к завершению сделка по приобретению деловой газеты "Бизнес". Покупателем выступает Издательский дом Родионова. Слухи, что Юрий Кацман, управляющий директор ИД “Секрет фирмы”, ищет покупателей или инвесторов для своего ИД, появились на рынке уже больше полугода назад. Но всех участников рынка, к кому обращался Кацман, смущали финансовые показатели ИД. Вчера стало известно, что “Секрету фирмы” все-таки удалось продать одно из изданий — газету “Бизнес”. Она вскоре перейдет под контроль ИД Родионова. Об этом “Ведомостям” рассказал источник в ИДР. По словам собеседника “Ведомостей”, о сделке будет объявлено уже на днях, а сумма ее составила $20 млн. Ранее президент ИДР Алексей Волин заявлял об интересе к «некоторым» изданиям ИД «Секрет фирмы».

Газета “Бизнес” издается ИД “Секрет фирмы” с ноября 2004 г. Сейчас заявленный средний тираж издания составляет 35 000 экземпляров. ИД помимо “Бизнеса” издает журналы “Секрет фирмы”, “Все ясно”, “Имеешь право” и интернет-газету “Газета.ru”. По данным “СПАРК-Интерфакс”, выручка ЗАО “Секрет фирмы” по РСБУ в 2005 года — 216,75 млн руб., чистый убыток — 323,56 млн руб. Эксперт медиарынка оценил сделку в $5 млн, один из московских издателей — в $5-7 млн, а топ-менеджер одного из издательских домов — в $10 млн.

Издательский дом Родионова основан президентом обанкротившегося банка «Империал» Сергеем Родионовым в 1996 году. Сейчас издает деловые еженедельники «Профиль», «Карьера», «Компания» и русскую версию американского BusinessWeek, глянцевые журналы для женщин «Домовой», «Крестьянка», «Она», мужские MoulinRouge/Max, L’Optimum и XXL, а также газету «Квадратный метр». По собственным данным, оборот в 2005 году составил около $20 млн.

Участники медиарынка сходятся во мнении, что причина продажи “Бизнеса” — отсутствие денег. “Запуск газеты, а также журналов "Имеешь право" и "Все ясно" происходил за счет структур ЮКОСа, — вспоминает топ-менеджер крупного издательского дома, — видимо, выделенные $42 млн уже закончились”.

Коммерческий директор ИД “Секрет фирмы” Юрий Калашнов не стал обсуждать эту сумму. “Войдя в ИД Родионова, "Бизнес" может сократить и так небольшую аудиторию, — говорит другой издатель. — Актив любого издания — в первую очередь журналисты. У "Бизнеса" до появления "РБК daily" была одна из самых высокооплачиваемых редакций в сегменте деловой прессы”. Но в ИД Родионова работают принципиально по-другому, продолжает собеседник “Ведомостей”, там принято экономить на всем, и “Бизнес” может потерять часть кадров.
Ранее Алексей Волин рассказывал, как, купив убыточный ИД “Крестьянка”, они ужали его по площадям, сократили штат и перевели в другую типографию — и в первый же месяц получили плюс.

“[Купив "Бизнес"] ИД Родионова возвращается к задекларированной, но несколько притормозившей программе по созданию крупного ИД в деловом сегменте, — говорит директор по инвестициям холдинга "Проф-Медиа" Сергей Тихонов. — У "Бизнеса" в новом ИД есть потенциал: при внятном контенте у газеты очень низкие показатели по аудитории и почти нет рекламы. Возможно, более опытные службы распространения и продаж ИД Родионова эти показатели улучшат”.

“С появлением “РБК daily” конкуренция среди деловых СМИ только усиливается, и ИДР придется вкладывать значительные средства, чтобы удержать позиции “Бизнеса”, — говорит управляющий директор TNS Gallup AdFact Руслан Тагиев.

При заявленном тираже в 35 000 экземпляров аудитория одного номера газеты, по данным TNS Gallup AdFact за июль — март 2006 года, составляет всего 25 100. Это, по словам распространителей, объясняется весьма внушительным возвратом, который составляет 5000-10 000 экземпляров. Реальные продажи еще ниже.

Слухи о финансовых проблемах ИД «Секрет фирмы» появились на рынке давно. Видимо, именно этим обусловлено желание владельцев ИД избавиться от части изданий. Ранее ряд журналистов изданий «Секрета фирмы» перешел в холдинг «РБК». Как отмечал ранее «Полит.ру», некоторая часть изданий ИД Родионова может быть совершенно неинтересной. Журнал «Секрет фирмы» почти полностью дублирует по формату журнал «Профиль», входящий в ИДР. «Имеешь право» «заточен» более под общественно-политический формат, а в рамках ИДР подобный формат, как показывает практика, живет недолго. В 2002-2003 году ИДР издавал журнал «Политбюро», посвященный преимущественно общественно-политической проблематике. Однако вскоре после прихода в издательский дом Алексея Волина проект был закрыт по причине убыточности. Правда, в ИДР нет ни одной более-менее приличной газеты, а после продажи «Коммерсанта» главе «Газпроминвестхолдинга» Алишеру Усманову, «свободных» федеральных газет делового и общественно-политического спектра почти не осталось. Так что газета «Бизнес» вполне может быть интересна ИДР с точки зрения развития бизнеса.

Пока непонятно, будет ли ИДР покупать какие-то еще издания, входящие в ИД «Секрет фирмы», но, по словам участников рынка, покупкой «Бизнеса» все может и ограничиться.