Адрес: https://polit.ru/news/2007/03/28/roe/


28 марта 2007, 16:26

Собственник АвтоВАЗа претендует на композиты для военной техники

ФГУП "Рособоронэкспорт", который уже выпускает автомобили, титан и спецстали, решил завоевать еще один рынок – композиционных материалов. В распоряжении «Коммерсанта» оказалось письмо гендиректора ФГУПа Сергея Чемезова на имя главы Роспрома Бориса Алешина с предложением о создании нового холдинга, в который должны войти десять предприятий.

Две недели назад Сергей Чемезов предложил главе Роспрома Борису Алешину создать новый холдинг из числа подведомственных тому предприятий. В своем письме #Р-2680-202 от 14 марта господин Чемезов предлагает создать "управляемую ФГУП «Рособоронэкспорт» интегрированную структуру для консолидации оставшихся в госсобственности активов предприятий-производителей и разработчиков композиционных материалов". По его мнению, в настоящее время в России "складывается критическое положение с обеспечением серийного производства вооружений и военной техники композиционными материалами".

Сергей Чемезов ссылается на западный опыт сотрудничества производителей композиционных материалов и авиастроителей. Так, крупнейший в мире производитель углеродных волокон и композиционных материалов на их основе японская Torey Industries до 2021 года будет поставлять американской Boeing углепластики для изготовления крыльев, хвостового оперения и других несущих конструкций нового самолета 7Е7. "За рубежом доля этих материалов в последних конструкциях подобной техники достигает 50-60%. Отечественное авиастроение значительно уступает зарубежному по этому показателю",– утверждает глава "Рособоронэкспорта".

Логика Сергея Чемезова и РОЭ имеет право на существование, если рассуждать в условно государственнической парадигме. Однако если посмотреть на проблему чуть-чуть под другим ракурсом, то вырисовывается иная картина. Металлургические производства РОЭ – спору нет – будут более-менее успешны (правда, как с «Рособоронэкспортом» так и без него). С АвтоВАЗом сложнее – перспективы российского автопрома в области «народного авто» неясны и даже сомнительны. В случае композитов обращает на себя внимание то обстоятельство, что тот же «Боинг» всецело зависит  от японских композитов. Перспективы российских производителей очевидны только на российском рынке. И только при условии, что программы по подъему самолетостроения все-таки будут реализованы (а это зависит и от РОЭ, и от внутреннего рынка гражданских самолетов, и от оборонзаказа).

Впрочем, если все эти условия будут соблюдены, глава РОЭ окажется прав – без композитов будет сложно. Вот только, сдается, что «поднимать» заводы и претендовать на прибыль будет тот же «Рособоронэкспорт».