Адрес: https://polit.ru/news/2007/04/11/miller/


11 апреля 2007, 14:37

Алексей Миллер: на Украине происходит деградация демократических институтов

Проблема с Конституционным судом Украины состоит из двух частей – сиюминутной и долгоиграющей, сказал в интервью «Полит.ру» профессор Центрально-Европейского университета в Будапеште и ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Алексей Миллер.

По мнению эксперта, тот факт, что из КС побежали судьи Виктора Ющенко, показывает, что президент не хочет рассмотрения дела в суде. Более того, еще один судья из ющенковской колоды выступил с рассуждениями о том, что указ президента конституционен, чего он делать не имел права, так как дело находится в рассмотрении.  При этом ранее ушедшая пятерка судей тоже объявила указ конституционным. Все это наводит на мысль, что Ющенко пытается сорвать рассмотрение дела. Пока он продемонстрировал, что может убрать из КС пять-шесть человек, оставляя кворум, но если Виктор Янукович будет по-прежнему делать ставку на КС, то он уберет еще пару человек и полностью парализует работу КС.

Миллер напомнил, что 2-3 дня назад все надеялись, что КС сможет найти выход из кризиса в правовом поле. Однако здесь всплыл главный  долгоиграющий фактор – судебная власть в Украине находится в глубоком кризисе. Если всем становится понятно, кто кого контролирует и как принимаются решения КС, то этот факт очевиден.

По мнению Миллера, все это в целом развенчивает распространенные иллюзии о том, что в Украине происходит становление молодой демократии, которому Россия должна завидовать. На самом деле в Украине происходит деградация целого ряда институтов, являющихся основой демократического порядка.

Эксперт оговорился, что все это не дает права говорить, что ситуация в РФ лучше. «Каждая семья несчастлива на особый манер, как нам сообщает Толстой в первой фразе «Анны Карениной», – сказал он.

Миллер обращает внимание на то, что открытость украинской ситуации, подкупающая стороннего наблюдателя, не является очевидным признаком функционирования демократии. Скорее это отражение ситуации, где есть региональный раскол и раскол в элитных группах.

Что касается компромиссного плана Ющенко, то учитывая, что мы не знаем его 15 пунктов, трудно определить, в чем его тактика, сказал Миллер. Предположительно, то, что он подает как большую уступку – готовность отложить выборы – в  действительности лишь признание того факта, что выборы в первоначально указанные  им сроки провести невозможно.

Дальше вопрос заключается в последовательности действий. По мнению Миллера, при оптимальном варианте стороны могли бы договориться, отыграть все назад и назначить досрочные, но неспешные выборы к концу года, используя выигранное время для создания условий для нормальных выборов.

Здесь, по мнению эксперта, необходим целый ряд вещей: например, определиться с избирательной комиссией, поскольку есть взаимоисключающие постановления конфликтующих сторон о ЦИК. Рада восстановила прежний ЦИК во главе с Киваловым,  хотя утверждения о том, что он дискредитировал себя, вполне обоснованы. Однако не менее обоснованы и предположения  «регионалов», что новый ЦИК во главе с Давидовичем тоже не обеспечивает им  чистых выборов. Одновременно до сих пор не  проведено разграничение полномочий между радой и президентом, не определены параметры «достройки» конституции. Здесь Янукович нарушил правила, пытаясь создать ситуацию, когда Рада могла эти вопросы решить в одностороннем порядке, хотя у него не было на это мандата по результатам выборов. Вместе с тем  и Ющенко не может это решать без «регионалов», и им надо было бы об этом договариваться раньше. Вопрос в том, когда произойдет это разграничение – до или после выборов. Если после, то создастся ситуация, когда страна выберет Раду с неизвестными полномочиями. При этом Ющенко может получить в ней такое представительство, что получит возможность игнорировать коалицию, и тогда компромисс снова будет отложен.

Возникает вопрос: в чем  философия президента –  либо выкручивать Януковичу руки, либо искать компромисс.  Создается ощущение, что Ющенко хочет раздавить коалицию и навязать свою волю. Так, он заявляет, что в посредниках нужды нет, а Янукович в это время зовет их. В то же время США именно сейчас объявляют о принятии закона о поддержке вступления Украины в НАТО, при том что во многом именно этот вопрос делит страну надвое. То, что сейчас делают сторонники коалиции, очень важно, поскольку они демонстрируют, что не будут сдавать позиции, при этом не пытаясь  подтолкнуть ситуацию к силовому варианту. Надо учитывать и то, что еще больше боятся выборов их партнеры по коалиции, в частности СПУ, и они заинтересованы в развитии конфликта гораздо больше, чем «регионалы». Не стоит забывать, что Янукович – это фигура, возникшая из пепла после осени 2004 году. Очевидно, что он не будет повторять своих ошибок и сдаваться не собирается.

Миллер отмечает еще один важный нюанс ситуации в Украине: данный конфликт влияет и на ситуацию в России. На данный момент есть две позиции: Россия в том виде, в каком она существует сегодня, и есть та реальность, которую надо обустраивать. Другая точка зрения заключается в том,  что сегодняшняя Россия – это реальность преходящая и в таком виде существовать не может, следовательно, надо возрождать СССР, объединять СНГ или создавать еще какой-нибудь союз.  В последнее время и в обществе, и во власти  преобладала первая стратегия, но, когда перспектива раскола  Украины стала реальной, тема  нового расширения вернулась. Таким образом внешняя ситуация может навязать новую повестку дня для России как доминирующую.

При этом все те страхи раскола, которые были в 2004 году, сейчас вернулись. По существу две части страны воспринимают друг друга как врагов, навязывающих другой стороне тотальную доминацию,  а политические силы это только подчеркивают. «В результате угроза распада Украины реальна, и остается только надеяться, что она не осуществится. Ситуации плоха и тем, что она очень хрупка и любое неосторожное действие может запустить неконтролируемые механизмы агрессии, заключил Миллер.