21 ноября 2018, среда, 00:38
Facebook Twitter VK.com Telegram

Александр Марков: с нетерпением жду расшифровки полного генома неандертальца

Известный российский палеонтолог и популяризатор науки, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории высших беспозвоночных Института палеонтологии РАН, создатель и автор сайта "Проблемы эволюции", Александр Марков ответил на научную часть Новогоднего опроса «Полит.ру»:

1. Какие научные события/открытия в биологии/палеонтологии в 2007 г. Вам наиболее запомнились, показались наиболее интересным?

Биология продолжает развиваться с умопомрачительной скоростью, и это, с одной стороны, радует и впечатляет, с другой – показывает, насколько неполными продолжают оставаться до сих пор наши представления об устройстве живой клетки, о тайнах наследственности, эволюции. Что касается важнейших достижений 2007 года в биологии, то совсем недавно я попытался сделать такой обзор на радио «Свобода». Пытался выбрать только самые важные, с моей точки зрения, работы, и говорить о каждой всего две-три фразы. И что вы думаете? Не смог уложиться даже в цикл из трех передач... (1, 2, 3 части) [3].

Но когда речь идет о сетевой публикации, ситуация значительно упрощается, поскольку можно заменять подробные объяснения гиперссылками. Итак, вот краткий список самых важных, с моей точки зрения, событий в биологии, сгруппированный по темам. Мы с коллегами в течение года внимательно следили за литературой и о самых интересных работах рассказывали на сайте «Элементы», поэтому в данном случае было удобно воспользоваться накопившимися материалами.

Палеонтология

1)      Наконец раскрыта тайна загадочных древних «эмбрионов», найденных в Китае. Эти ископаемые возрастом около 550 – 600 млн лет действительно оказались эмбрионами многоклеточных животных! (См.: Тайна эмбрионов Доушаньтуо раскрыта).

2)      Стали известны новые важные детали процесса превращения хищных двуногих динозавров – теропод в птиц (В Китае нашли кости гигантского птицеподобного динозавра; Как велоцираптор разучился летать).

3)      Найден замечательный ископаемый зверек, представляющий собой классическую «переходную форму». Строение этого животного блестяще подтвердило высказанную ранее гипотезу о том, как шли преобразования среднего уха в ходе превращения рептилий в млекопитающих (Новая палеонтологическая находка проливает свет на раннюю эволюцию млекопитающих).

Палеоантропология

4)      Грузинские археологи получили новые доказательства того, что найденный ими «грузинский человек», живший 1,77 млн. лет назад, представляет собой переходную форму между человеком умелым и человеком прямоходящим (Скелеты людей из Дманиси заполняют брешь между человеком умелым и человеком прямоходящим).

5)      Получены убедительные доказательства того, что массовое вымирание крупных животных в Австралии около 40 тысяч лет назад произошло не из-за изменений климата, а по вине древних охотников. Это заставляет задуматься о роли человека в развитии жизни на планете (Изменения климата не были причиной массового вымирания австралийских животных).

Палеогенетика, палеогеномика

6)      Доказано, что полинезийцы посещали побережье Южной Америки и привезли туда домашних кур (Полинезийцы привезли в доколумбовскую Америку домашних кур).

7)      Наконец появилась возможность извлекать древнюю ДНК из волос (Полные митохондриальные геномы вымерших животных теперь можно извлекать из волос).

8)      Наконец удалось доказать, что люди, обитавшие 30 – 40 тыс. лет назад в Узбекистане и на Алтае, были неандертальцами (Палеогенетические данные расширили ареал неандертальцев на 2000 км на восток); доказано также, что среди неандертальцев встречались рыжие и светлокожие индивиды (Неандертальцы были рыжими).

Геномика, генетика

9)      Прочтены геномы актинии (Геном актинии оказался почти таким же сложным, как у человека), опоссума (Прочтение генома опоссума доказало ключевую роль транспозонов в эволюции млекопитающих ), макака резуса (Геном макака резуса расскажет об эволюции человека). Впервые удалось доказать, что ключевую роль в эволюции животных играют так называемые мобильные генетические элементы – транспозоны и ретротранспозоны, которые раньше считались «геномными паразитами», «эгоистической» и даже «мусорной ДНК».

10)   Началась эра индивидуальной геномики (Исследования индивидуальной геномной изменчивости человека стартовали).

11)   Генетики наконец начали переходить от простого «прочтения» геномов, то есть расшифровки последовательности нуклеотидов в ДНК, к серьезным попыткам понять глубинный смысл «прочтенных» геномов (Изучение генома человека вступает в новую фазу).

12)   Получены новые доказательства того, что далеко не все генетические изменения («мутации») являются случайными и неконтролируемыми (Программа перестройки генома записана в РНК).

13)   Впервые удалось пересадить полный геном от одного вида бактерий другому. В результате пересадки бактерии, естественно, сами превратились в представителей другого вида (Первая в мире операция по пересадке генома позволила превратить один вид бактерий в другой).

Нейробиология, экспериментальная психология, этология

14)    Получены новые факты, показывающие, что многие психологические и поведенческие свойства, считавшиеся «чисто человеческими», на самом деле, есть и у животных (Рыбы обладают способностью к дедукции; Обезьяны способны анализировать чужие поступки; Шимпанзе воруют фрукты из чужих садов, чтобы соблазнять самок).

15)   Укрепилась теория, согласно которой главным, базовым отличием человека от животных является гипертрофированный «социальный интеллект» (Найдено ключевое различие между человеческим и обезьяньим интеллектом)

16)   Установлено, что даже такие сложнейшие ментальные функции, как совесть, локализуются в строго определенных отделах мозга и, судя по всему, имеют вполне материальную природу (Выявлен отдел мозга, отвечающий за эмоциональную составляющую морально-этических оценок).

17)   Впечатляющие успехи нейробиологии, экспериментальной психологии и этологии так вдохновили редакцию ведущего научного журнала Nature, что она решилась выступить с сенсационным заявлением: Человек не был создан по образу Божию

2. Что Вы как ученый ждете от 2008 г.?

С нетерпением жду расшифровки полного генома неандертальца. Европейские ученые обещали закончить эту работу в 2008 году. Если это будет сделано, мы получим разгадку многих волнующих тайн, связанных с древней историей человечества.

Что касается науки в России, то тут я, к сожалению, ничего особо хорошего не жду. Кризис продолжается. Особенно пугает активизация антинаучной деятельности всевозможных мракобесов и лжеученых. Если в школьные учебники биологии будет введен «разумный план» или другая версия креационизма – а требования такого рода звучат все громче и, похоже, получают высокую поддержку – всем вменяемым биологам останется либо уехать из страны, либо сменить профессию. О серьезности ситуации можно судить хотя бы по недавнему «диспуту» ученых с креационистами на ТВЦ, в котором мне довелось принять участие.

3. Какую книгу Вы бы посоветовали нашим читателям прочитать в новом году?

Советую всем прочесть недавно вышедшую книгу «Неизгладимые знаки. Татуировка как исторический источник», написанную известным археологом и антропологом Марией Медниковой. Хороших отечественных научно-популярных книг в последнее время выходит крайне мало, и это как раз один из таких редких случаев. Помимо того, что это просто захватывающе интересная книга, она заставляет задуматься и о некоторых насущных социальных проблемах – например, о причинах и следствиях пробуждения архаического мышления в современном урбанизированном обществе.

Советую также тем, кто еще не читал новую книгу Ричарда Докинза “The God Delusion” (2006) обязательно восполнить это упущение.

Полезные ссылки и примечания:

1. Русский перевод новой книги Р. Докинза обещает выпустить издательство КоЛибри весной 2008 г., пока рабочее название –  «Утраченная иллюзия Бога».

2. Cайт "Проблемы эволюции".

3. Первая беседа цикла «Биология: итоги года» - о важнейших открытиях палеонтологов за 2007-й // Радио "Свобода", 11 января 2008 г.

Продолжение цикла «Биология – итоги года». Сегодня речь пойдет об антропологии // Радио "Свобода", 16 января 2008 г.

Наука: Биология - итоги года. Открытия в области геномики // Радио "Свобода", 18 января 2008 г.

4. «Надеюсь, что фильм послужит не мракобесию, а просвещению». Открытое письмо Александра Маркова к создателям документального фильма о Дарвине // «Полит.ру», 29 июня 2007 г.

5. Интервью Я. Войцеховской c палеонтологом Александром Марковым. «Без просветительства ученые окажутся кастой изгоев». // «Полит.ру», 31 июля 2007 г.

6. Интервью А. Маркова и О. Орловой с экологом Сергеем Зимовым. Сибирский парк "мамонтового периода”. // «Полит.ру», 26 декабря 2006 г.

• Евгений Ясин: жду освоения структуры власти новым президентом