Адрес: https://polit.ru/news/2008/02/01/freez/


01 февраля 2008, 11:15

Производители "заморозили" новые цены

Производители продовольствия и торговые сети до 1 мая "заморозили" новые цены на шесть социально значимых товаров: хлеб (пшеничный и ржаной), молоко и кефир низкой жирности, подсолнечное масло и яйцо куриное. Новые цены выше предыдущих на 5-6%.

Продлить «заморозку» согласились Росптицесоюз, Масложировой и Молочный союз, ВБД, «Юнимилк», X5 (сети «Пятерочка» и «Перекресток»), «Копейка», «Билла», «Гроссмарт», «Метро», «Ашан», Real, «Лента». К участникам соглашения присоединились Российский союз пекарей, Союз мукомольных и крупяных предприятий.

Предыдущее соглашение действовало с 24 октября по 31 января, и цены были зафиксированы по состоянию на 15 октября. В нынешнем соглашении зафиксированы цены на уровне 28 января. О возможности продления предыдущего соглашения говорили еще в прошлом году: было понятно, что перед президентскими выборами цены отпускать нельзя.

В середине января чиновники предлагали зафиксировать цены без их повышения. Однако представители компаний заявили, что в таком случае они хотели бы получить в ответ на свою покладистость преференции, в частности фиксацию энерготарифов, однако пока вопрос «об уступках не стоит». В качестве компромисса цены у подписантов соглашения о «заморозке» выросли «в соответствии с общеинфляционными процессами в стране». Только подписанты повышают цены разом и одновременно, у всех остальных они растут постепенно.

После «разморозки» следует ждать резкого скачка цен и инфляции, а разбираться с этой проблемой придется премьер-министру Владимиру Путину.

Напомним, «замораживание» цен на социально значимые продукты стало, наряду с повышением экспортных пошлин на зерно, мерой, к которой правительство прибегло, чтобы сдержать резкое подорожание продуктов. Крупнейших производителей и продавцов попросили «добровольно-принудительно» подписать так называемый «антиинфляционный пакт».

Инфляцию и рост цен на продукты питания победить этими мерами не удалось. Во время действия соглашения в рознице товары «замороженной» группы продолжали дорожать: по данным Росстата за ноябрь — декабрь хлеб подорожал на 1% (за октябрь — декабрь — на 2%). Молоко и молочная продукция за два месяца стали дороже на 6,3% (16,5%), подсолнечное масло — на 3% (30,1%), яйца — на 3,1% (24,6%). Все продовольственные товары за ноябрь — декабрь подорожали на 3,5%, а с октября — на 6,9%.

Несмотря на радужный пока прогноз инфляции на 2008 год (8,5%), за январь по данным Росстата, рост цен составит 2,2-2,4 процента. Глава Росстата заявил, что инфляция в феврале будет значительно меньше январской и точно меньше 2%. Однако оговорился, что на рост цен может оказать влияние ожидаемая в Евросоюзе отмена субсидий на производство мяса, что может подстегнуть цены на мясную продукцию. По его же словам, заморозка цен не может существенно повлиять на рост цен, ведь продавцы, объявившие о "заморозке" просто повышают цены на иные, не попадающие под действие "моратория" продукты.

Борясь с инфляцией, правительство прибегло к чрезвычайным мерам административного регулирования цен, несмотря на неодобрительные комментарии экономистов и участников рынка. Старший научный сотрудник Института экономики переходного периода Павел Трунин говорил в интервью «Полит.ру», что административное снижение цен даст лишь краткосрочный эффект, особенно если мировые тарифы на продовольствие будут расти.

Вдобавок факт такого соглашения вызвал ряд вопросов. Во-первых, с точки зрения антимонопольного законодательства оно подпадает под определение монопольного сговора – сговора о заниженных ценах. Отрицательным последствием подобного соглашения, по мнению экономистов, может быть монополизация оптовой и розничной торговли за счет выдавливания малого бизнеса и передел рынка в пользу сетей. Кроме того, замораживание цен на одни продукты влечет за собой подорожание других. Например, сливочного масла, сыра и жирного молока, которые в список социально значимых продуктов не попали.

См. также: