Адрес: https://polit.ru/news/2008/02/13/eco/


13 февраля 2008, 19:17

The Guardian нашел 60 тыс. жертв торгового судоходства

The Guardian опубликовал результаты доклада ООН с сенсационными экологическими данными: мировая атмосфера загрязняется в три раза больше, чем считается. По данными секретного доклада международной группы ученых, имена которых не разглашаются, на интенсивность процесса глобального потепления серьезно влияет торговое судоходство – сильнее, чем даже авиация: ежегодно торговый флот выбрасывает в атмосферу 1,12 млрд тонн углекислого газа – 4,5% от всего газа, который приводит к «тепличному эффекту», в три раза больше, чем было обозначено в официальных данных.

По данным автора доклада в 2020 году содержание выброшенного судами углекислого газа возрастет еще на 30%, а сера и сажа, содержащиеся в пароходном дыму, уже сейчас приводят к 60 тыс. смертей в год.

Авторы отчета, имена которых не разглашаются, предполагают, что вредные выбросы водного транспорта станут одним из главных источников углекислого газа в атмосфере после автомобилей, жилищной застройки, сельского хозяйства и заводов. Между тем, по словам ученых, Евросоюз даже не включил судоходство в план борьбы с экологической катастрофой, а авиационная индустрия, на которую оказывается сильнейшее давление, ответственна лишь за 650 млн тонн углекислого газа в атмосфере – в два раза меньше, чем от судоходства.

До сих пор Межправительственный экспертный совет по изменению климата при ООН оценивал экологический вред от торгового судоходства максимум в 400 млн тонн углекислого газа в год. Но в анализе, попавшем в редакцию The Guardian, проведен более замысловатый подсчет, учитывающий информацию о вреде топлива и кораблей, собранную Международной морской организацией. Предыдущие попытки подсчитать вред, наносимый судоходством, основывались на количестве дешевого «грязного» топлива, закупаемого судоходными компаниями. Последние расчеты аккуратнее: они учитывают, сколько солярки или керосина обычно используется на суднах, сколько времени они проводят в океанах и сколько всего дешевого топлива продают их владельцам.

Кроме того, исследователи предупредили, что выброс других вредных веществ с кораблей увеличивается еще быстрее, чем уровень загрязнения CO². Количество серы и сажи, содержание которых в атмосфере приводит к увеличению заболеваемости раком легких, дыхательным проблемам и кислотным дождям, через 12 лет увеличится более чем на 30%. Этот аспект особенно важен для Англии и Франции, границы которых расположены вдоль Ла-Манша, одного из самых загруженных морских маршрутов в мире.

Обнародованный в СМИ отчет должен крайне смутить правительства четырех государств, в том числе Великобритании, которые оплатили исследование, пишет издание. Вместе со странами Евросоюза они старательно игнорировали экологическую роль судоходства. Ни одна страна не включала в бюджет на снижение выбросов деньги на борьбу с загрязнением от морского транспорта.

Ожидается, что теперь владельцев кораблей заставят перейти на более качественное и дорогое топливо, а Еврокомиссию – включить корабли в список опасных источников загрязнения атмосферы. Месяц назад такая судьба постигла авиацию, но мореходство эта участь тогда обошла стороной.