После избрания Дмитрия Медведева президентом РФ, наиболее существенным становится вопрос, каким образом будут распределены полномочия между администрацией президента и аппаратом правительства, поделился мнением с «Полит.ру» заместитель директора Института социальных систем политолог Дмитрий Бадовский. Ключевыми в ближайшие пару месяцев станут вопросы о структуре правительства, организации вертикали власти и распределении полномочий президента и премьера во внешнеполитической деятельности.
«У нас и действующий президент, и избранный постоянно в ответах на соответствующие вопросы о будущем власти говорят примерно об одном и том же – что у них доверительные товарищеские отношения и полное взаимопонимание. Однако понятно, что элита в целом, бюрократия, в этих «доверительных отношениях» не участвует непосредственно, - отметил политолог. - Элита и бюрократия воспринимает только институциональный сигнал: кто принимает решения, кто подписывает, согласует, кому навязать соответствующие инициативы. И в ближайшее время мы должны так или иначе увидеть определенные элементы не только личного партнерства и доверия, но и определенную институционализацию этой новой конфигурации власти».
По мнению Дмитрия Бадовского, наиболее существенный вопрос заключается в том, каким образом будут реально распределены полномочия влияния между администрацией президента и аппаратом правительства: «Здесь, на мой взгляд, знаковыми будут кадровые назначения перестановки – они покажут, куда будут перемещаться структуры принятия выработки решений. Понятно, что у нас ключевым институтом реализации и формировании политики в современных условиях является администрация президента, однако этот статус не то, чтобы как-то сильно формализован – просто это вытекает из полномочий президента».
Второй ключевой момент – структура правительства, а именно, будет ли она существенно трансформирована, то есть на какую именно структуру правительства будет опираться Владимир Путин, считает эксперт. Ряд его оговорок на последней пресс-конференции показывает, что он будет усиливать вице-премерский блок. И здесь надо смотреть на расширение вице-премьерского блока и на ряд премьер-министров, в том числе, силовых. И на основе этого вице-премьерского блока и ключевых силовых министров Путин будет или не будет формировать систему управления кабинетом. Вместо нынешней структуры еженедельных четверговых заседаний мы можем увидеть, например, Путина в привычном режиме по понедельникам, который будет проводить совещание с вице-премьерами и с членами президиума правительства, и там будут принимать ключевые решения, и именно эта структура будет ключевой в работе правительства.
И третий момент: будут ли какие-то изменения, связанные с управлением вертикалью власти, в частности, с системой назначения губернаторов. На сегодняшний день институт полномочий президента функционирует как президент. И сама процедура назначения губернаторов связана с решениями президента и его администрации.
В данном случае, первый вопрос: будет ли каким-то образом изменен статус и система изменения полпредов, станут ли они чиновниками двойного подчинения: президенту и правительству. И второй: будет ли какое-то участие премьер-министра в процедуре назначения губернаторов. Например, будет ли он или глава администрации вносить кандидатуру губернатору на рассмотрение президенту.
И четвертый интересующий момент: внешняя политика, как здесь будет организовано распределение полномочий между президентом и премьером. «До этого, конечно, вряд ли дело не дойдет, но гипотетически существует возможность совмещения поста премьера и поста министра иностранных дел. Ведь пост министра иностранных дел – один из ключевых», - отмечает Дмитрий Бадовский.