Адрес: https://polit.ru/news/2008/05/22/UEFA/


22 мая 2008, 12:25

На Финал Лиги чемпионов Москва потратила двухгодичный бюджет города на развитие спорта

Финал Лиги чемпионов дорого обошелся московским властям, но пошел на пользу бизнесу. На проведение финала власти даже разрешили потратить двухлетний бюджет города на развитие спорта — $227 млн. По прогнозам, победитель матча станет богаче примерно на £85 млн, а Москва получит около £30-40 млн. Правда, отмечает «Коммерсант», Доходы пока подсчитывают предприятия сферы обслуживания.

По данным издания, стадиону «Лужники» городские власти выделили 800 млн руб. (около $33,7 млн). Еще 10 млн руб. (около $420 тыс.) мэрия выделила на «благоустройство территории подходов» к стадиону. 37 млн руб. (около $1,5 млн) пошло на установку «временного пешеходного моста над автопроездом вдоль Большой спортивной арены». В документах мэрии оговариваются и финансовые резервы для ГУП Москвы «Дирекция спортивных и зрелищных мероприятий». Они установлены в «пределах ассигнований, запланированных в бюджете Москвы на 2007-2008 годы на мероприятия по физической культуре и спорту». А это 2,9 млрд руб. (около $122 млн) в 2007 году и 2,5 млрд руб. (около $105 млн) в 2008-м.

УЕФА перечислит московским властям 20% от доходов, полученных от продажи билетов на матч. Речь идет о сумме 30-35 млн руб. Кроме того, Москве полагается еще и премия, которая составит около $1,15 млн. Однако этого будет все равно недостаточно, чтобы покрыть хотя бы расходы, понесенные городом на подготовку «Лужников» к матчу.

«Москва не получит никакой прибыли. За исключением тех средств, которые город получит в виде налогов от гостиничного и ресторанного бизнеса. Сфера обслуживания прилично заработает на приезде болельщиков, туристов»,— заявил изданию глава ГУП Москвы «Дирекция спортивных и зрелищных мероприятий» Александр Полинский.

Как заявил министр спорта и президент Российского футбольного союза Виталий Мутко На финал приехало около 52 000 болельщиков,. По его оценкам, они могут потратить в городе £30-40 млн, сообщают «Ведомости».

Совокупные доходы Москвы, команд, их городов и организаторов телетрансляции на Европу составят 267 млн евро, что сопоставимо с аналогичными доходами от финала суперкубка по американскому футболу (256 млн евро в 2006 г.), отмечено в исследовании Центра международного спортивного бизнеса.

Имидж - ничто

Расходы на проведение большого спортивного мероприятия не измеряются по схеме "чистая прибыль -чистый убыток". Есть и другой эффект - считается, что город или регион, в котором проводится большое спортивное соревнование становится более привлекательным для туристов. Такую привлекательность федеральные и региональные чиновники наперебой обещают Сочи после Зимней Олимпиады 2014 года.

В смыле маркетингового продвижения продукта российские специалисты делают настоящие успехи. Скажем, одним из занчимых факторов победы заявки Сочи на проведение Олимпиады явилось удачное использование маркетинговых технологий. Заявка Сочи создавалась по правилам и в соответствии с технологиями продвижения товара. Все, что мы видели, было продвижением продукта с блестящей упаковкой и контентом, с проработанной идеологией и выстроенной коммуникацией. Правда был один маленький нюанс: этого продукта не существует в реальности. Теперь понятно, что планка в маркетинге задана очень высоко. В целом вся предвыборная компания, по мнению эксперта, обошлась в десятки миллионов долларов. Это сравнимо, скажем, с кампанией по продвижению какого-нибудь товара на большой рынок, где сильна конкуренция. И порядок цифр приблизительно тот же, что был у петербургского саммита G8.

См. Иван Гринько. Олимпийские нули.

Сомнительно, правда, чтобы английские болельщики, ощутившие стоимость отдыха в Москве, захотели массово вновь посетить столицу России. Да еще и порекомендовать друзьям. Москва традиционно занимает верхние строчки рейтингов по дороговизне жизни для иностранцев, что демотивирует иностранцев приезжать в "дикую", "опасную", да к тому же очень дорогую Москву.

См. Дорогая Москва-2

В то же время "вложения в спорт" все-таки корректируют имидж любого города или страны, а проведение крупных соревнований способствует развитию спорт-индустрии в России. Для крупного бизнеса этот мотиватор - "хочу быть как Абрамович". О партнерстве бизнеса и власти много говорилось, а вот в футболе схема партнерства давно и довольно эффективно функционирует. Обладминистрации и региональный бизнес, («АвтоВАЗ», «Ростехнологии» и губернатор в «Крыльях советов»), «питерские» из правительства и администрации президента и «Газпром» в «Зените», теперь вот – Алишер Усманов и Сергей Степашин. Кроме того, помимо внутриэлитарных компромиссов имеется и аспект «социальной ответственности». Футбол – игра народная (это верно применительно к европейской части России, как минимум). Соответственно, поддержка футбольного клуба является таким же проявлением «социальной ответственности бизнеса» как и покупка яиц Фаберже или коллекции Вишневской-Ростроповича.

Подробнее см. в материале:

Михаил Захаров. Дорогие передачи

У спортивных чиновников и функционеров, в свою очередь, появляется повод попросить денег под свои программы и клубы, чтобы "выиграть наконец Лигу чемпионов", у остальных граждан - удовлетворение от наличия футбольных полей по всей стране, возможности смотреть трансляции нашего и зарубежных чемпионатов (вчерашний матч траснлировал общедоступный государственный канал "Россия"), покупать атрибутику клубов и т.д. Так что повторимся: проведение крупных спортивных ивентов - это не только "чистый бизнес", но и "социалка", которая преобразуется и в снижение протестных настроений, и в выстраивание баланса элит (некоторые переговоры, как считается, проходят на футбольных матчах), и возможные доходы от всей спортивной индустрии.