13 декабря 2018, четверг, 17:03
Facebook Twitter VK.com Telegram

22 августа 2008, 15:20

Спикер Совета федерации оплодотворил мышь человеческим геном

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов собственноручно произвел в пятницу введение чужеродного генетического материала с геном человеческого лактоферрина в яйцеклетку мыши.

Процедура произведена спикером в лаборатории трансгенеза при посещении Института биологии гена РАН на ул. Ляпунова. Миронов прокалывал яйцеклетку, контролируя свои действия под микроскопом, присутствующие при его визите к ученым наблюдали за процедурой на экране компьютера, подключенного к микроскопу. Замдиректора ИБГ Елена Садчикова пояснила, что модифицированная спикером яйцеклетка еще до того, как он успеет покинуть стены института, будет имплантирована в матку суррогатной матери-мышки. Родит она через 21 день и по достижении периода лактации у мышонка возьмут с помощью специальной процедуры доения под легким наркозом на анализ молочко, чтобы установить наличие в нем фермента лактоферрина. Если факт передачи и экспрессии гена лактоферрина подтвердится, модифицированная линия будет названа именем спикера. Человеческий белок придает нашим детям устойчивость к бактериям при условии грудного вскармливания, в искусственном виде он очень дорог. Для получения животного с человеческим геном надо повторить процедуру тысячекратно, она отрабатывается для создания поголовья коз, способных давать молоко с человеческим лактоферрином. Ученые ИБГ отрабатывают методику именно для этого и генномодифицированные козлята уже получены в содружестве с белорусскими коллегами.

По мнению Сергея Миронова, в некоторых исследованиях мы опережаем всю мировую науку. В своем комментарии журналистам по итогам посещения ИБГ РАН спикер сказал о социальной значимости этих исследований, которые позволили приступить к клиническим испытаниям методик на основе разработок противоопухолевой вакцины с использованием генетически модифицированных клеток опухоли. Поскольку каждый следующий этап внедрения требует значительных административных усилий, Миронов намерен оказать поддержку, он подчеркнул, что ученым нужна именно государственная поддержка. Особую значение спикер придает работам по передаче гена человеческого лактоферрина. По его словам, речь будет идти буквально о спасении жизни малышей, лишенных грудного вскармливания.

Отвечая на вопрос нашего корреспондента о материальной поддержке ученых, т.к. каждое повышение зарплаты в НИИ традиционно сопровождается сокращением штатов, С. Миронов предположил, что необходимо создать условия для распределения средств в соответствии с научным вкладом, причем так, чтобы в перспективе ученые могли решать и свои квартирные вопросы, если нынешние аспиранты продолжать научную работу в институте не смогут, снимать жилье в Москве им не по карману. С. Миронов в своих комментариях отметил, что средний возраст ученых ИБГ 43 года. При этом на возрастной гистограмме нынешнего научного состава можно видеть две гауссовы кривые с пиками в 60 лет и совсем юных научных работников, среднее поколение подверглось вымыванию в лихолетье девяностых годо.

Спикер подчеркнул, что он много слышал об Институте биологии гена, куда его пригласил директор Российской коллекции генетического материала «ТРАНСГЕНБАНК» Игорь Гольдман. «Я испытываю чувство гордости за то, что мы в России делаем и можем делать» — сказал Сергей Миронов. Он подчеркнул, что есть сферы, в которых Россия не только конкурентна, но и занимает лидирующие позиции.

ИБГ РАН имеет 15 лабораторий, в которых работают 78 сотрудников, в т.ч. три академика включая самого молодого из них, замдиректора института Павла Георгиева. ИБГ создан в 1990 году по инициативе его научного руководителя, академика Георгия Георгиева. В своем комментарии нашему корреспонденту академик пояснил, что передача генов от человека к животным не может нести каких-то негативных последствий для человека. Говоря об общем вреде ГМП, Георгиев предположил, что они могут вызвать аллергию и не более того, напомнив, что люди могут есть и едят включая моллюсков и червей. По его мнению, следует проследить, чтобы искусственно созданные ГМО не распространялись в дикой природе. Отвечая на вопрос об открытых советскими генетиками Владимиром Гвоздевым и Евгением Ананьевым т.н. мобильных диспергированных генах, академик пояснил, что их роль у человека может быть связана с такими сложными явлениями, как онкология.

Согласно представленной информации, ИБГ занимается также разработкой модульных нанотранспортеров лекарств, повышающих их эффективность в десятки тысяч раз. Проводится генетическая паспортизация, которая позволила открыть изменчивость естественным образом клонированных животных на примере скальной ящерицы, изучается полиморфизм рибосомальной РНК человека и человекообразных обезьян, на примере сибирского журавля проводится работа по сохранению редких и исчезающих видов, разрабатываются новые подходы к диагностике гельминтозов, вызванных плоскими червями, проводится работа по генетической паспортизации и селекции пород карповых рыб, поскольку существовавшие ранее породы были утрачены в начале прошлого века и новые создавались в нашей стране. Ученые ИБГ разрабатывают методики с использованием природного антибиотика микроцин С, который действует на болезнетворную бактерию по типу Троянского коня. Прокариотическая клетка сама втаскивает молекулу внутрь себя, где после переваривания из нее вырезается активная часть антибиотика, которая подавляет работу самого древнего и точного фермента синтетазы трансферной РНК. Поскольку этот белок — ключевой в работе клетки, бактерия погибает.

16:51 Сбербанк отказался вводить кешбэк