Адрес: https://polit.ru/news/2008/09/04/nicaragua/


04 сентября 2008, 10:48

МИД Никарагуа готовит документы о признании Абхазии и Южной Осетии

Никарагуа, возможно, станет вторым после России государством, которое официально признает независимость Абхазии и Южной Осетии. Президент страны Даниэль Ортега, выступая на праздновании 29-й годовщины создания создания сандинистских вооруженных сил Никарагуа, заявил, что его правительство «признает независимость республики Южная Осетия и поддерживает позицию правительства России».

Ортега в своем выступлении также раскритиковал агрессивную мировую политику стран «глобального капитализма»: «Миру во всем мире угрожают гегемон, ведущий опрометчивую политику. Это стало возможно после распада Советского союза. Страны глобального капитализма пошли по пути разъединения наций, они стараются разбить великий союз, созданный ценой колоссальных усилий». Эти страны, сказал Ортега, не только «тратят колоссальные суммы денег» на войны в Ираке и Афганистане, но и вкладывают средства через НАТО, чтобы создать вокруг России «военное окружение».

Советник-посланник посольства России в Манагуа Валерий Бобров сообщил в эфире радио «Эхо Москвы», что, «по сообщению местной прессы, вчера, выступая на празднике, посвященном очередной годовщине армии Никарагуа, президент Даниэль Ортега заявил о том, что его правительство признает независимость Южной Осетии и Абхазии». Позже подвтерждение пришло и из другого источника: заместитель министра иностранных дел страны Коронел Каутс сообщил РИА «Новости», что МИД Никарагуа готовит документы о признании независимости двух республик.

До сих пор решение России о признании независимости двух республик не поддержали даже друзья и партнеры нашей страны. Однако теперь Россия не одинока и может гордиться своим первым успехом на мировой арене. Никарагуа (центрально-американская страна, между Гондурасом и Коста-Рикой) уже давно находится в конфликте с США, которые в 30-х годах прошлого века поддержали диктатора Сомосу в его борьбе против сторонников генерала Аугусто Сандино. Именно к Сомосе относятся знаменитые слова, которые приписывают Франклину Рузвельту: «Он, может, и сукин сын, но он наш сукин сын». Во второй половине ХХ века, в связи с возросшим влиянием СССР, в Никарагуа стали набирать силу идеи левого толка. В настоящее время в Никарагуа сильное антиамериканское движение, что привело страну к сближению с такими государствами, как Куба, Венесуэла и Боливия.

В 2004 году Россия в рамках инициативы HIPIK (расширенная инициатива по облегчению долгового бремени беднейших государств) списала весь государственный долг Никарагуа перед бывшим СССР – $340 млн. долларов, в первую очередь за военные поставки. В конце прошлого года в России с визитом побывал глава никарагуанского МИДа Самуэль Сантос. Это дало основания говорить о восстановлении сотрудничества между нашими странами, которое было почти свернуто с распадом СССР (сейчас годовой товарооборот едва превышает $40 млн.). Однако эксперты скептически относятся к перспективам отношений с Никарагуа: страна остается нищей и не может предложить России ничего, кроме кофе и говядины. Из-за разгула бандитизма и активности незаконных вооруженных формирований там невозможно даже развитие туризма.

62-летний Даниэль Ортега – лидер левого сандинистского движения, занимал должность президента с 1985 по 1990 год. Затем вплоть до 2006 года он проигрывал кандидатам от правых сил. В 2006 году Ортега вернулся на главный пост, набрав 38% голосов против 28%, полученных его соперником Эдуардо Монтеалегре, лидером партии Национального либерального альянса.

ХАМАС, Чавес и Лукашенко

Напомним, 26 августа Россия, после пятидневного вооруженного конфликта с Грузией, признала независимость Абхазии и Южной Осетии, которые формально входят в состав Грузии, но фактически являются отдельными анклавами. Страны Европы и США осудили это решение, как и вообще всю российскую операцию по принуждению Грузии к миру.

В первый день поддержку решению Москвы выразили лишь лидер украинской Партии регионов Виктор Янукович, президент Чечни Рамзан Кадыров («Россия протянула руку помощи бывшим братским народам, когда на них вероломно напала Грузия»), а также палестинская группировка ХАМАС, которую в США и Европе считают террористической. «Мы, палестинцы, тоже добиваемся признания наших прав, главное из которых право на независимое государство. Рассчитываем, что решение Москвы станет началом признания народов, которые ведут борьбу за свободу и справедливость», – заявил официальный представитель группировки Айман Таха.

Эту поддержку нельзя было назвать серьезной – ХАМАС государством не является. Была надежда на наших партнеров по Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Однако в итоговой резолюции саммита ШОС 28 августа не было ничего сказано ни о грузинской агрессии, ни о геноциде южноосетинского народа, ни тем более о признании нашими партнерами независимости двух республик. Тем не менее была выражена поддержка «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе», что в Москве назвали большой дипломатической победой.

Еще один хороший партнер России президент Венесуэлы Уго Чавес на словах поддержал признание Южной Осетии и Абхазии. «Мы поддерживаем Россию, – сказал Чавес в телевизионном обращении к нации. – Россия защищает свои интересы и правильно делает». Однако при этом Чавес не сказал, что Венесуэла сама намерена официально признать независимость двух республик.

Белорусский лидер Александр Лукашенко тоже оказал нашей стране пока лишь моральную поддержку. Он направил послание российскому руководству, в котором, в частности, говорится, что «в сложившейся ситуации у России не было иного морального выбора, кроме как поддержать обращение народов Южной Осетии и Абхазии о признании их права на самоопределение в соответствии с основополагающими международными документами». Лукашенко также высказался за вынесение данного вопроса на рассмотрение Совета коллективной безопасности ОДКБ, запланированного на 5 сентября, и принятия консолидированной позиции государств-участников.

На этой неделе президент России Дмитрий Медведев предложил странам ОДКБ сформулировать свою позицию по событиям в Южной Осетии на саммите в Москве. Предложение было вызвано тем, что большинство стран — участниц ОДКБ, считающихся ближайшими союзниками России, крайне сдержанно отнеслись к ее действиям на Кавказе и до сих пор четко не определили свою позицию.