Премьер-министр России Владимир Путин на рабочей встрече с гендиректором госкорпорации "Росатом" Сергеем Кириенко поручил разработать долгосрочный план развития атомного ледокольного флота на перспективу более 15 лет. Как отметил на встрече глава правительства, необходимо с учетом планов освоения Арктики определить перспективы развития атомного флота РФ, переходящего в ведение «Росатома».
«Занимаясь атомным судостроением уже около 40 лет, позволю себе предположить, что Россия имеет сейчас определенные преимущества в разговоре с мировым сообществом, благодаря тому, что у нее есть флот, которого не имеет ни одна другая страна», - считает главный конструктор ЦКБ "Айсберг" Владимир Воробьев. «Если сейчас продолжать себя вести так, как мы вели себя последние 15 лет, то лет через 5 - 6 с нами престанут считаться, поскольку, насколько мне известно, наши конкуренты серьезно работают над этим направлением», - отметил он.
«Что касается освоения арктических широт, - рассказал эксперт, - то, очевидно, что без атомного ледокольного флота там делать нечего. Напомню, в частности, о трагедии, произошедшей в недалеком прошлом, в серных широтах, когда погиб сухогруз, его просто раздавило льдами; все суда стояли вмерзшими в лед в районе за проливом Вилькицкого. Весь северный завоз тогда был сорван, потому что льды стояли и в июне, и в июле».
«Это еще раз подчеркивает, - считает он, - что только атомная ледокольная система способна работать в таких условиях, и она не зависит от топлива. Нужно понимать, что такие льды требуют очень больших мощностей, при этом в постоянном режиме. Дизельные суда в такой ситуации мгновенно тратят все топливо, имеющееся на борту, нуждаются в дозаправке даже для того, чтобы дойти до порта за один рейс».
По его словам, за прошедшие 60 лет с тех пор, как был создан последний проект ледокола, наука и техника ушла вперед. «Сейчас мы как раз занимаемся тем, чтобы создать ледокол уже на современном уровне, с современной техникой», - отметил он.
«Если Россия будет развивать Арктическое побережье, безусловно, нужны будут ледоколы, соответственно - атомные, потому что, освоение Северного морского пути можно осуществлять только посредством атомных ледокольных судов. Это сегодня действительно вопрос государственного значения», - уверен Воробьев.
«Также можно отметить, что сейчас между пятью государствами (Россией, США, Канадой, Норвегией и Данией) уже начинается борьба за возможность распространить свой суверенитет на участки океанского дна за пределами 200-мильной экономической зоны», - напомнил он. «Согласно условиям, - отметил Воробьев, - Конвенция ООН по морскому праву, государства должны доказать, что эти участки являются продолжением их континентального шельфа. В данном вопросе у России сегодня есть большое преимущество, потому что пока атомные ледоколы есть только у нас».
«При этом мы имеем преимущества и по ледопроходимости наших судов, в частности, наш новый ледоход будет брать лед толщиной в 2,9 м. Поэтому я убежден, что новые ледоколы смогут нам обеспечить стабильность в Арктике и на Северном морском пути», - полагает он. «Атомная энергетика вообще является прерогативой государства, поэтому премьер-министр и поручил Государственной корпорации "Росатом" разработать долгосрочный план развития атомного ледокольного флота России на перспективу более 15 лет», - заключил Воробьев.