К 2020 г. суммарная мощность энергоблоков китайских АЭС должна составить не менее 70 млн кВт, - заявил на состоявшемся в минувший понедельник китайско-американском семинаре по ядерной энергетике замначальника отдела экономии энергии и технического обеспечения госкомитета КНР по энергетике Хуан Ли.
«В условиях обледенения и снегопадов в начале 2008 г. возникли серьезные трудности с транспортировкой электричества и угля на большие расстояния. Кроме того, на встрече "большой восьмерки" все высказались в пользу сокращения промышленных выбросов в атмосферу для противостояния глобальному потеплению климата», - рассказал директор информационно-аналитического департамента ИК "Энергокапитал" Денис Демин. По его словам, эти факторы способствовали тому, что правительство Китая пересмотрело свою программу развития атомной энергетики.
«Актуализация проблемы окружающей среды, связанная с увеличением выбросов продуктов горения, произошла на мировом уроне, - отметил он. - И Китай, и Индия сталкиваются как с внешним давлением, так и ростом внутренней озабоченности состоянием окружающей среды».
«Страны автомобилизируются, растет уровень промышленного производства, - подчеркнул Демин. - Когда автомобилизация и промышленное производство выйдет на европейские масштабы, экологические проблемы в азиатских странах окажутся серьезнее, учитывая количество населения».
«Вспомните зимнюю олимпиаду, когда под Пекином останавливали заводы, запрещали движение автомобилей - это беспрецедентные меры. Таким образом, экологические проблемы для Китая - не пустой звук и не формальный повод, а реальная причина усиления интереса к атомной энергетике», - уверен он.
«Для густонаселенных стран развитие АЭС - неизбежность», - подчеркнул аналитик. «Что касается транспортной составляющей транспортировки угля, программа развития транспортной системы в Китае реализуется давно. Транспортное плечо в цене угля достаточно велико. Уголь нужен не только ТЭЦ но и для металлургии, и ее развитие меняет спрос и увеличивает цену. Газ тоже дорог», - рассказал он.
Как считает Демин, производство смещается из более развитых в настоящее время прибрежных юго-восточных регионов Китая в глубинные и приграничные с Россией районы, вопросы транспортного обеспечения угольных ТЭЦ становятся более актуальными. «Таким образом, и угольные, и газовые электростанции в Китае постепенно уступают в рентабельности атомной генерации», - полагает Демин.
«Говоря о технологической составляющей - Китай уже 10-15 лет ориентирован на развитие всех магистральных технологий на собственной почве. Так, к примеру, он покупает и быстроходные и тихоходные атомные турбины, - отметил эксперт. - Понятно желание Китая заявить о масштабной программе развития АЭС. Китайцы, как правило, последовательны в выполнении подобных проектов».
«Что касается экспортных поставок, Китай, которые в последние годы создает довольно сильный внутренний рынок, будет ориентироваться в строительстве в основном на внутреннее производство», - считает он. «Не думаю, что доля зарубежных производителей, в том числе и российских, будет велика, но и говорить о ее уменьшении тоже не приходится. Скорее всего, она будет пропорциональна существующей», - сказал Демин.
«Напомним, в настоящее время в Китае находятся в эксплуатации 11 атомных энергоблоков общей установленной мощностью свыше 9000 МВт, включая сданные в 2007 году два блока первой очереди Тяньваньской АЭС, построенные российскими атомщиками», - заключил эксперт.