28 марта 2024, четверг, 15:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 ноября 2008, 18:28

В Минобрнауки обсудили меры по использованию потенциала российской научной диаспоры

18 ноября 2008 г. в зале Коллегии Минобрнауки состоялся круглый стол «Использование потенциала российской научной диаспоры».

Предметом обсуждения стали, в частности, планы Роснауки по налаживанию сотрудничества с российскими учеными, работающими ныне за рубежом, нашедшие свое формальное воплощение в так называемом Мероприятии 1.5 «Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей». Оно будет проводиться в рамках федерально-целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, призванной повысить качество человеческого капитала российской науки.

Как отмечается на сайте Федерального агентства по науке и инновациям, целью этого мероприятия «является устойчивое и эффективное взаимодействие с российскими учеными, работающими за рубежом, закрепление их в российской науке и образовании, использование их опыта, навыков и знаний для воспроизводства научных кадров, развития отечественной системы науки, образования и высоких технологий».

По замыслу авторов программы, представители российской научной диаспоры будут приглашаться в Россию для руководства научными коллективами, а также для проведения научных семинаров. Продолжительность каждого проекта – 2 года, максимальный объем финансового обеспечения – 2 млн. рублей в год.

Обязательным условием для наших соотечественников за рубежом, решившим принять участие в программе, станет пребывание в России не менее двух месяцев в календарном году. Как отметил Директор Департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Сергей Иванец, это ограничение «призвано избежать ситуации с виртуальным руководством». Он рассказал, что сейчас Роснаука собирает информацию о потенциальных заявках, «изучает спрос», и выразил надежду, что данное мероприятие позитивно повлияет на развитие российской науки.

В информационном сообщении о мероприятии 1.5 также говорится о том, что помимо приглашенного из-за рубежа ученого в научно-исследовательском проекте должны принять участие одновременно не менее 1 молодого кандидата наук, 1 аспиранта и 2 студентов. Причем зарплата приехавшего ученого не может составлять более 50% общего объема фонда оплаты труда по проекту.

Инициаторами приглашения нашего ученого из-за рубежа могут стать как вузы, так и научные организации, научно-образовательные центры. До подачи заявки приглашающая организация должна провести предварительные переговоры с исследователем, в ходе которых выяснить хочет ли он вернуться в Россию, на каких условиях, обсудить содержание научно-исследовательского проекта, состав научного коллектива.

Текст заявки, опубликованной на сайте Роснауки, вызвал критику у ученых, принявших участие в Круглом столе. Доктор биологических наук, зам. директора по науке ИППИ РАН Михаил Гельфанд озвучил один из пунктов, который необходимо заполнить при подаче заявки: «Характеристика ожидаемого народно-хозяйственного результата». Однако всякая ли научная проблема имеет свое прикладное приложение?  Кроме того, в техническом задании заявителю придется подробно описать технические характеристики проекта (требования к номенклатуре параметров, способы моделирования объектов исследования и пр.), что, по мнению М. Гельфанда, «явно заточено под технологические проекты». Он отметил, что цели, обозначенные в информационном сообщении к Мероприятию 1.5 вполне разумны, но их конкретное воплощение пока не соответствует поставленной задаче.

По мнению ведущего круглого стола, исполнительного директора Фонда «Открытая экономика» Константина Киселева, все эти несуразности в заявке можно легко обойти: надо просто не заполнять пункты, не соответствующие содержанию проекта.

Иван Стерлигов, один из организаторов Круглого стола, директор по исследованиям OPEC.ru, рассказал о первых результатах своего исследования «Русскоязычная научная диаспора», проводимого вместе с Российской экономической школой. В его рамках проводится анализ географической распространенности нашей диаспоры: сколько наших соотечественников-ученых живет, работает или учится за границей, в каких странах. Показанные им слайды продемонстрировали, что выпускники МГУ, Физтеха и СПбГУ составляют большую часть уехавших ученых.

Он отметил, что российские исследователи работают во всем большем числе стран, а не только в США, Великобритании, Германии или Франции. Всё больший вес в списке стран, привлекательных для наших соотечественников, играют страны Юго-Восточной Азии: Сингапур, Южная Корея и другие – именно с ними России и придется соревноваться за «мозги» в ближайшем будущем. Стремясь привлечь молодые таланты, эти страны действуют активно, амбициозно, там легче создать собственную исследовательскую группу, получить дорогостоящее оборудование и пр.

По оценке И. Стерлигова, уезжающие из России «мозги» все более молодеют, и причиной этому – постепенная стагнация нашего образования и науки, старение преподавательского состава и пр. факторы.

Как он, так и М. Гельфанд подчеркнули, что для удержания «мозгов» ни в коем случае нельзя использовать репрессивные директивные меры, которые в последнее время озвучиваются на страницах СМИ (не давать ученому разрешения на выезд, пока он не вернет стоимость обучения и пр.). Благоразумный человек, услышав об этих мерах от псевдорадетелей за науку, не рискнет вернуться в Россию, зная, что ему директивно могут запретить выезд за рубеж. Стратегия Минобрнауки должна включать в себя последовательные, малые, но важные шаги (кто-то из участников назвал подобную политику – эпохой «малых дел»). Наши соотечественники могут стать агентами реформ, они хорошо знают ситуацию как в российской науке, так и за рубежом, получив ценный опыт для проведения структурных преобразований.

На круглом столе прозвучали предложения о том, что такими «малыми делами» может стать возвращение уехавшим российского гражданства. Если же ученый не может иметь двойное гражданство (например, живя в США), то стоит использовать опыт Индии, где работающие за рубежом индийцы, получают карточку нерезидента, что дает им возможность безвизового возвращения на родину.

Основатель Фонда «Династия» Дмитрий Зимин предложил Минобрнауки рассмотреть возможность использования советского опыта отсрочек от армии для удержания талантливых людей в России. Руководитель Департамента Сергей Иванец отнесся к этому предложению с интересом, правда, выразив сомнение, что его удастся воплотить в жизнь. «А давайте попробуем, соберем подписи?», – воскликнул Д. Зимин. «Давайте», – все с тем же сомнением в голосе ответил высокопоставленный чиновник Министерства и вскоре уехал по делам.

В ходе дискуссии не раз звучали предложения уйти от обидного для наших соотечественников слова «диаспора». Старший экономист Института всемирного банка в г. Вашингтон Евгений Кузнецов предложил использовать выражение «наши таланты за рубежом» или более экзотическое – «новые аргонавты», напомнив об известном древнегреческом мифе. По его мнению, программы, нацеленные на возвращение талантов, редко завершаются удачей. Обычно они становятся “living dead” («живыми мертвецами»), существуют, но толку приносят мало. Он полагает, что в дискуссиях о проблеме диаспоры стоит говорить не о возврате «мозгов», а об их обращении, озвучив статистику, что наибольшая утечка талантов происходит не только из проблемных стран, но и развитых, таких, например, как Великобритания, и что обращение талантов – нормальный процесс глобализации международной науки и инноваций.

По мнению Бориса Салтыкова, министра науки и технологии 1991-1996 г., президента ассоциации «Российский дом международного научно-технического сотрудничества», призывы уйти от политизации проблемы привлечения диаспоры неосновательны. На желание ученых вернуться влияют как общестрановые факторы, её экономико-политическое положение в целом, так и отношения с «местной властью» (т.е. директором института, членами Ученого совета, заведующими лабораторий) и рядовыми коллегами. На его взгляд, без согласования интересов всех этих уровней власти нельзя добиться успеха в реализации поставленных целей.

Заключительную часть Круглого стола можно было бы назвать "Жалобы на российскую бюрократию". Молодой ученый Максим Молодцов, в частности,  рассказал о том, что уже два года после его возвращения из-за рубежа, основная часть его времени уходит не на исследования, а на различную бюрократическую возню, споры с бухгалтерией, добывание нужного оборудования и пр. Е.Н. Кузнецов поспешил утешить собравшихся, отметив, что российская бюрократия – просто ангел по сравнению с их коллегами из Мексики и Индии. По его мнению, российским чиновникам надо противопоставить стратегию прагматичных и нестандартных решений. Сможет ли российская наука найти подобные решения или, иначе говоря, выжить? "Полит.ру" будет следить за развитием событий.

Документы:

Информационное сообщение о формировании на 2009 год тематик и объемов финансирования проектов в рамках мероприятия 1.5

Заявка на формирование на 2009 год тематики и объемов финансирования работ по мероприятию 1.5. в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы:

            Часть 1. Пояснительная записка
                                 - Инструкция по заполнению пояснительной записки
            Часть 2. Техническое задание
            Часть 3. Характеристика и состав исполнителей

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.