Адрес: https://polit.ru/news/2009/03/24/arm/


24 марта 2009, 12:39

Армения: выборы продолжаются и намечается новая конфигурация власти

Внутриполитическая обстановка Армении начинает переживать новый этап оживления. Первым “звоночком” к этому стал митинг, проведенный оппозицией в центре Еревана 1 марта – в день годовщины кровавой бойни 2008 года. Армянский Национальный Конгресс (АНК) еще за месяц анонсировал его проведение, и вопрос о том, чем станет митинг – эпизодом или началом нового этапа активизации оппозиции, сразу же стала топ-темой общественных обсуждений. К митингу стали активно готовиться все – как оппозиция и общество, так и власти. При этом, задачей-максимум последних было не допустить проведение митинга, а задачей-минимум – сделать так, чтобы на митинг явилось как можно меньшее число людей. В итоге, мэрия отказалась санкционировать митинг, в Ереван было стянуто беспрецедентное количество полицейских сил, а дороги в столицу были полностью перекрыты.

Тем не менее, митинг 1 марта состоялся, и количество собравшихся – по разным оценкам около 100 тысяч человек – ничего хорошего властям не сулило. Армянский национальный конгресс в очередной раз показал, что является хорошо организованной, мощной политической силой, являющей собой реальную угрозу для режима.

Обстановку разрядил лидер Армянского национального конгресса, первый президент Армении Левон Тер-Петросян, заявив, что “революций”, “бунтов” и “переворотов” оппозиция совершать не собирается, и что Армянский национальный конгресс “пойдет к смене власти законным, конституционным путем – через выборы”. Его выступление стало “успокоительным” для властей и вызвало определенное недоумение собравшихся. Больше всего этими словами была огорчена наиболее радикально настроенная часть оппозиции, рассчитывающая, как минимум, на возобновление бессрочных, круглосуточных митингов. И лишь немногие, хорошо знавшие Тер-Петросяна, понимали, что за этими словами кроются вовсе не капитулянтские настроения, а государственное мышление, прекрасное понимание ситуации и скрупулезный и четко выверенный политический расчет.

Развязка настала быстрее, нежели можно было того ожидать. Довольно вяло начавшаяся, и, казалось бы, имевшая предсказуемый исход компания по выборам Совета старейшин Еревана, в итоге которой впервые в Ереване будет избранный мэр, приобрела неожиданную остроту 15-го марта, когда Армянский национальный конгресс принял решение идти на выборы со списком, возглавляемым Левоном Тер-Петросяном. Такое решение сразу же изменило расклад сил и вызвало воодушевление оппозиции и настоящий шок у властей.

На первый взгляд, муниципальные выборы не должны были становиться ареной каких-либо серьезных политических баталий. Власть уже, фактически, поделена, оппозиция, как правило, в муниципальных выборах терпит поражение, не выражая при этом каких-либо обид, и особых проблем с выборами не ожидалось. Единственная “закавыка” заключалась в том, что эти выборы состоятся по пропорциональной системе, как парламентские, и, чтобы избежать всякого рода неожиданностей и “недоразумений” со стороны своих же партнеров по коалиции, Республиканская партия Армении (РПА) сделала упреждающий ход. За три месяца до дня выборов 31 мая назначила на этот пост человека, возглавляющего ее избирательный партийный список – префекта столичной общины Кентрон Гагика Бегларяна, более известного обществу по кличке “Черный Гаго”. Подобный шаг со стороны РПА, свидетельствующий о недоверии к своим коалиционным коллегам и нежелании делиться с ними властью, вряд ли пришелся по вкусу “Процветающей Армении”, АРФ Дашнакцутюн и “Оринац еркир” (по некоторым сведениям, последняя чуть было вовсе не отказалась участвовать в выборах) и, по всей видимости очень скоро выдастся возможность предъявить республиканцам счет.

Но все эти внутривластные разборки – не более, чем “рабочая текучка”, которая вряд достойна пристального внимания. И все было бы для действующего режима хорошо, если бы не все тот же беспокойный лидер Армянского национального конгресса. Мало кто ожидал, что первый президент, кандидат в президенты в 2008 году согласится “опуститься” до уровня мэра. Однако его выбор в очередной раз подчеркнул политический масштаб лидера АНК и его способность принимать нестандартные решения. Согласие Тер-Петросяна баллотироваться в мэры Еревана произвело настоящий переполох. Уверенность в победе у режима лопнула как мыльный пузырь, и в коридорах власти всерьез начали рассматриваться всевозможные варианты нейтрализации этой неожиданной угрозы. Круг рассматриваемых вариантов был довольно широк – от замены весьма непопулярного в Ереване первого номера в списке РПА другим кандидатом (рассматривалась даже кандидатура второго президента Роберта Кочаряна) до выступления единым кандидатом от коалиции. И то, что в итоге никаких изменений не произошло, указывает на то, что адекватного решения у режима не нашлось и власти решили оставить все как есть – надеясь то ли на авось, то ли на то, что накатанный механизм фальсификации выборов и на этот раз не даст сбой.  

Выдвижение списка Армянского Национального Конгресса во главе с первым президентом Армении Тер-Петросяном на выборах мэра Еревана и совета старейшин Руководитель Армянского Национального Клуба Миабанутюн г.Москвы Смбат Караханян охарактеризовал, как сильный и политически мудрый шаг. Большое позитивное значение имеет и присутствие на второй и третьей строчке соответственно руководителя Народной Партии Армении Степана Демирчяна и координатора центра АНК Левона Зурабяна. (Напомним, что после избиения и растрела оппозиции 1 марта 2008г., а также кажущегося разгрома оппозиции, именно под руководством Левона Зурабяна была собранна новая молодая команда, которая смогла восстановить и в дальнейшем увеличить ряды АНК – от автора).

Опытные и грамотные политики поставили в тупик политически (и не только политически) несостоявшуюся группу, по мнению Карханяна, случайных людей у власти, пытающихся полностью подмять под себя не только народ и государство, но и его историческую память, и национальные интересы. Представленные политические деятели в Армении имеют абсолютный общественный ресурс и имидж лидеров-победителей, считает Караханян. 

Большинство экспертов уже предвкушают очередное противостояние политической борьбы с букетом криминальных и грязных технологий. В связи с этим Караханян полагает, что необходимо уделять особое внимание избирательным спискам и на наличие гуляющих по просторам всего СНГ фальшивым армянским паспортам, удостоверениям личности и справкам. Он отметил, что это очень серьезный вопрос. Фальсификаторы и жонглеры списками «мертвых душ» в конце концов должны быть остановленны. Уже направлены запросы в соответствующие ведомства в России и в ближайшем будущем будет представлен доклад по этому вопросу, подчеркнул Караханян.

Любопытно, что многие представители российских властных кругов положительно относятся к участию АНК выборам в подобном формате и ничего плохого не усматривают, в том, чтобы АНК возглавил совет старейшин и его кандидат занял пост мэра Еревана. Кроме этого ряд наблюдатели из российских высших властных структур, также с нескрываемым одобрением восприняли первую тройку списка АНК.

Что же стало причиной такого ажиотажа в казалось бы банальных выборах в ОМС?

Все дело в том, что в столице Армении проживает чуть ли не половина населения республики. Более того, в Ереване сосредоточен, можно сказать, почти весь политический, финансово-экономический, научно-образовательный, культурный и интеллектуальный потенциал республики. И после того, как должность мэра такой столицы становится выборной, ее роль, значение и вес трудно переоценить. Другими словами, Ереван можно назвать “государством в государстве”, и, если партии власти – РПА – удастся победить в таких выборах, то она сильно укрепляет свои позиции и вряд ли сдаст их до следующих очередных общереспубликанских выборов.

Ситуация резко меняется, если победу одержит оппозиция. Конгресс не скрывает, что выборы мэра вовсе не являются для него пределом мечтаний и самоцелью. АНК заявил, что выборы мэра столицы следует рассматривать “как ключевой этап восстановления конституционного строя”. О более чем серьезных намерениях оппозиции свидетельствует заявление координатора Центра АНК Левона Зурабяна о том, что “выборы мэра Еревана станут вторым раундом президентских выборов” и о том, что “выборы мэра Еревана приравниваются к общегосударственным выборам”. Почти одновременно прозвучало заявление и от другого члена Центра АНК Владимира Карапетяна, сказавшего, что “оппозиция ни в коем случае не отступит и будет использовать все возможности для наказания лиц, осуществивших бойню 1 марта, и освобождения от режима, потакающего убийцам”. Еще одна цитата из АНК: “Конгресс очень серьезно относится к выборам мэра Еревана и этим шагом выражает твердость в своих действиях. Это один из вариантов смены власти в страны”.

Таким образом, можно заключить, что, победив на выборах мэра Еревана оппозиция этим не удовлетворится и с удесятеренной энергией возьмется за осуществление неоднократно озвученной ею главной цели – восстановления, посредством внеочередных общегосударственных выборов, конституционного порядка в стране, освобождения политзаключенных и наказания истинных виновников кровавой бойни 1 марта 2008 года.

Итак, цели озвучены, фигуры расставлены. Остается попробовать оценить шансы на победу у сторон.

Но сначала о самих выборах. 22-го марта в 18.00 завершился прием документов для регистрации в ЦИК. Документы подали 6 партий и один блок. Это партии правящей коалиции РПА, АРФ Дашнакцутюн, “Процветающая Армения” и “Оринац еркир”. То есть, коалиционные силы выступают каждая за себя. Кроме того, документы на регистрацию подали Народная партия и доселе никому не известная Рабочая социалистическая партия. Блоком, объединяющим 18 оппозиционных партий является Армянский национальный конгресс. Если какая-либо из представленных сил набирает 41% голосов, то мэром города автоматически становится лицо, занимающее первую строку списка. В противном случае, мэр избирается членами избранного Совета старейшин.

Как видно из состава, основная интрига развертывается вокруг вопроса, сможет ли одна из двух ведущих политических сил – РПА и АНК – получить 41% голосов. Если РПА удается сделать это, то она становится единоличным “хозяином” страны, а три ее партнера по коалиции окончательно маргинализируются. Однако сделать это ей будет очень нелегко. Не вдаваясь в анализ, перечислим лишь некоторые из причин такого вывода:

  1. Общество справедливо полагает, что мировой финансово-экономический кризис мог бы не иметь в Армении столь разрушительного характера, если бы не тотальная монополизация экономики страны. И вина за это сегодня возлагается на РПА.
  2. В основном на РПА возлагается ответственность за, мягко говоря, спорные президентские выборы и за трагедию 1 марта 2008 года.
  3. На РПА возлагается также ответственность за создание и развитие криминально-олигархической системы правления в стране.
  4. Первый номер в списке РПА – лицо с криминальным шлейфом, крайне непопулярное в столице, от которого отмежевываются даже многие республиканцы.
  5. И, наконец, что немаловажно, возможность фальсификации выборов, подкупа избирателей и эффективность применения административного ресурса в столице ниже, чем по республике в целом.

Скорее всего на этом фоне 41% РПА не наберет, и наиболее благоприятным исходом для властей можно считать получение минимум 60% голосов по коалиции в целом. Но это означает, что для того, чтобы должность мэра занял кандидат от РПА, ей придется вступать в переговоры со своими партнерами по коалиции, что нежелательно, поскольку даст последним возможность заставить ее расплатиться за свои накопившиеся обиды. Но самая большая опасность для властей состоит в том, что такая ситуация высветит слабость действующего режима. А это, в свою очередь, может стать почвой для поглядывания в сторону сильной и сплоченной оппозиции, и стать базой дальнейшего возможного развала пирамиды власти.

В отличие от РПА, АНК не обладает возможностью консолидироваться с другими партиями, поскольку вероятность того, что в Совет старейшин пройдут представители Народной партии и Рабочей социалистической партии близка к нулю. Следовательно, 41% для АНК – тот нижний предел, который даст возможность заполучить бразды правления Ереваном. Объективно, шансы на такую победу у АНК довольно высоки. Даже по оспариваемым официальным результатам президентских выборов, в феврале 2008 года за оппозицию – Левон Тер-Петросян и выступавшие тогда с оппозиционной платформой Артур Багдасарян и Ваан Ованнисян – проголосовало 43% населения Армении, а по Еревану – все 48,2%. То, что последние двое после президентских выборов отложили в сторону свои “оппозиционные” взгляды и вошли в состав правящей коалиции, вовсе не означает, что полученные ими голоса также стали провластными. Если же учесть, что основной процент протестного электората составляют жители столицы, то шансы на победу оппозиции становятся еще больше.

Но и это еще не все. Картина не может быть полной без учета сложившейся после президентских выборов обстановки. Нетрудно предположить, что устроенная режимом кровавая первомартовская бойня, аресты сотен сторонников оппозиции, уголовные преследования по очевидно сфабрикованным обвинениям, судебный фарс, нацеленный на наказание и изоляцию инакомыслящих, невнятная внешняя политика, взлетевшие в считанные часы цены на товары первой необходимости – думается, что все это, вместе взятое, может принести оппозиции до 60% голосов. И 100-тысячный митинг, где ереванцы выразили доверие Армянскому национальному конгрессу, лишь подтверждает справедливость таких ожиданий.

Таким образом, внутриполитическое противостояние в Армении вступило в новую фазу, предполагаемое развитие которой может привести к совершенно новой конфигурации пирамиды власти. Впрочем, не исключено, что эта конфигурация начнет изменяться уже до выборов, в ходе избирательной компании.

Игорь Иванов