«Тема школьного строительства очень часто звучит в бытовых разговорах, в разговорах между педагогами и не вмещается в рамки той политики, которую государство ведет в отношении образования», - сказал ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов на очередном заседании Российского общественного совета развития образования (РОСРО).
Он отметил, что речь идет скорее не о цвете стен, формате мебели, хотя и первое, и второе, конечно, важно, а о формате помещений для школьной активности в целом: «Ребенок, приходящий в школу, должен ее рассматривать как площадку для самореализации. Само по себе окружение образовательного процесса, та обстановка, в которой человек себя комфортно чувствует, и задает качество образовательного процесса».
Я. Кузьминов отметил, что разговор о формате школьных помещений, о новых решениях организации школы, при которой бы дети не подавляли друг друга, не мешали друг другу - это огромная, серьезная задача и для архитектора, и для социолога, и для психолога, и для педагога. Вынесение данной темы на обсуждение РОСРО обусловлено тем, что общество, по мнению Кузьминова, «немного устало уже от традиционных техник и решений в отношении развития образования»
Участникам заседания РОСРО предложено было ответить на вопросы:
- Во что нужно вкладывать деньги? Каковы приоритеты материально-ресурсного обеспечения школ?
- Нужно ли нам отказаться от типового проекта школ или нет?
- Дизайн школы, насколько это важно, насколько им вообще надо заниматься?
В этой связи, директор директор центра образования № 548 Ефим Рачевский высказал мнение, что оптимальный подход к проектированию школьных зданий – это модульный подход, когда школьное здании легко собирается, разбирается, достраивается при необходимости, когда компоненты здания могут трансформироваться по желанию и в зависимости от типологии. «А мы, «образованцы», внутри этих модулей, простых, понятных безопасных и комфортных вместе уже строителями, проектировщиками, найдем, что сделать, чтоб школы были разнообразными».
Депутат Мосгодумы, учитель, поэт Евгений Бунимович также полагает, что наиболее оптимальна модульная система, её преимущества очевидны и были очевидны еще при советской власти. Подробнее см. репортаж Елены Савиной "РОСРО занялся проектированием школ".