Вадим Карасев

Закон Украины №1616-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по выборам Президента Украины» за подписью председателя Верховной Рады Украины Владимира Литвина официально обнародован на веб-сайте Верховной Рады Украины. Ситуацию для «Полит.ру» комментирует украинский политолог, глава..." />

Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 июля 2018, Вторник, 03:34
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

09 сентября 2009, 18:14

Политолог Вадим Карасев: новый закон о выборах президента на руку Тимошенко и Януковичу

Вадим Карасев

Закон Украины №1616-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по выборам Президента Украины» за подписью председателя Верховной Рады Украины Владимира Литвина официально обнародован на веб-сайте Верховной Рады Украины. Ситуацию для «Полит.ру» комментирует украинский политолог, глава Института глобальных стратегий Вадим Карасев:

Событийный контекст этого закона определялся тем, что его разработчики ставили перед собой две взаимосвязанные цели. Во-первых, новый измененный закон о выборах президента должен был преодолеть дефекты и недостатки предыдущего закона, а также (возможно, в первую очередь) максимально уйти от практики президентских выборов 2004 года, когда фактически исход президентских выборов был решен на улицах и площадях Киева, а также в здании Верховного суда Украины. Тогда Верховный суд Украины 4 декабря 2004 года принял историческое решение о переголосовании второго тура президентских выборов. Украинские события, которые некоторые называют «оранжевой революцией», во многом были спровоцированы несовершенством закона о президентских выборах, возможностями манипуляции на уровне территориальных избирательных комиссий и ЦИКа, а также манипуляциями по поводу манипуляций мнимых, реальных, возможных в ходе президентских выборов, в частности, в ходе голосования, а затем в ходе подсчета голосов.

Поэтому разработчики нового законодательства выборов президента попытались максимально убрать дефекты предыдущего закона, которые могли в будущем привести к включению судебной системы Украины в процесс обжалования результатов президентских выборов. В частности, новации этого закона заключаются, во-первых, в том, что Верховный суд исключается в качестве апелляционной структуры результатов президентских выборов, во-вторых, вводится предельно жесткий календарный интервал для оглашения результатов выборов – не более двух дней. Два дня Центральной избирательной комиссии дается на оглашение результатов выборов.

Еще одна интересная новация заключается в том, что видоизмененный закон не предполагает публикацию решения ЦИК в правительственных печатных изданиях, которая ранее означала введение в силу решений ЦИК о победителях президентских выборов. Сейчас этого не надо, поскольку в 2004 году блокирование типографий, выхода решений ЦИК в печатных правительственных изданиях привело к тому, что начался повсеместный процесс уличного, демонстрационного оспаривания результатов выборов, что в конечном итоге привело к парализации деятельности ЦИК и «оранжевому» майдану конца 2004 года.

Интересен ряд и других новаций избирательного закона. Они связаны с тем, что разработкой нового закона и преодолением вето президента осуществлялось двумя большими парламентскими фракциями – Блоком Юлии Тимошенко и «Партией регионов», лидеры которых являются основными фаворитами президентских выборов. Поэтому новый закон о президентских выборах - это двухпартийный избирательный закон, который во многом, а, может быть, и преимущественно учитывает интересы и резоны двух основных кандидатов на этих президентских выборах. Об этом свидетельствуют как новации закона, так и то, что конституционным большинством, дружно Блок Юлии Тимошенко, Партия регионов и ряд других мелких фракций поддержали преодоление президентского вето на парламентский закон о выборах.

Можно перечислить новации, которые служат интересам в большей степени двух парламентских фракций и двух основных кандидатов на президентских выборах. Во-первых, вводится новая увеличенная сумма залога, необходимого для участия в президентских выборах. В предыдущем законе эта сумма залога составляла 500 тысяч гривен. По новому закону это 2,5 миллиона гривен. Подобного рода увеличение залоговой суммы аргументировалось необходимостью уменьшить количество так называемых технических кандидатов, кандидатов-спойлеров, которые могли бы выполнять чисто техническую спойлерскую функцию, мешая прозрачному, справедливому, конкурентному проведению президентских выборов.

Действительно, на первый взгляд кажется, что увеличение суммы залога приведет к достаточно серьезной селекции желающих просто поучаствовать в президентских выборах и «если не победить, то хотя бы погреться». Однако на самом деле проблема технических или спойлерских кандидатов этим не решается. Она просто структурируется, решается в пользу двух основных фаворитов президентской кампании, потому что для Юлии Тимошенко, Виктора Януковича и их предвыборных бюджетов выделить несколько десятков миллионов гривен на собственных кандидатов-сателлитов, то есть на своих технических кандидатов не составляет проблемы.

Действительно не будет технических кандидатов в смысле желающих просто поучаствовать в президентских выборах и получить свою минуту славы. Однако, будут технические кандидаты, которые будут работать в пользу основных кандидатов-фаворитов. Например, кто-то из технических кандидатов Юлии Тимошенко может отбирать голоса у Арсения Яценюка. А другие технические кандидаты, например, Януковича могут отбирать голоса у коммунистов или у Юлии Тимошенко в центральных регионах Украины. То есть увеличением залога проблема технических кандидатов не устранена.

Тем более, нужно учитывать, что каждый кандидат, участвующий в президентских выборах, имеет право на своих представителей в избирательных комиссиях. Это одна из новаций избирательного закона, в которой заинтересованы как раз ресурсно обеспеченные кандидаты с высокобюджетными предвыборными кампаниями. Тимошенко и Янукович заинтересованы в том, чтобы иметь технических кандидатов: за каждым техническим кандидатом есть свои представители в территориальных избирательных комиссиях, и это дает возможность высокобюджетным кандидатам контролировать через своих представителей работу территориальных избирательных комиссий. Поэтому, с одной стороны, увеличенный залог отсекает технических кандидатов-добровольцев, но, с другой стороны, он увеличивает количество технических кандидатов – спутников-сателлитов высокобюджетных фаворитов избирательных кампаний.

По этой причине президент Ющенко попытался не дать этому закону вступить в действие. Отсюда его президентское вето, которое было преодолено усилиями двух больших парламентских фракций, и закон вступил в силу.

Можно назвать еще одну новацию, которая также связана с интересами двух фаворитов избирательной кампании. Впрочем, от нее не пострадают Арсений Яценюк и Владимир Литвин. Она связана с популистскими аргументами о необходимости сокращения избирательной кампании со 120 дней до 90 дней. Популистская аргументация связана с тем, что необходимо экономить бюджетные деньги. Предвыборные траты, таким образом, уменьшаются, поскольку вместо 4 месяцев предвыборная президентская компания будет длиться только 3 месяца – 90  дней.

Однако за популистским аргументом кроется вполне резонный и корыстный расчет высокобюджетных и ресурсных политиков. Избирательная кампания уже идет, на украинских магистралях, городских улицах, сельских трассах давно развешаны пикборды, ситилайты, лайтбоксы с рекламой всех основных кандидатов на президентских выборах. Понятно, что в Украине президентская кампания в целом и кампании отдельных претендентов не финансируются в первую очередь из государственного бюджета. Это отдельные кассы, теневые, оффшорные или олигархические финансовые ресурсы, которые инвестируются в отдельных кандидатов. Именно эти деньги составляют финансовое благополучие основных кандидатов в президенты Украины.

Согласно официальной статистике, 80% государственного официального бюджета избирательной кампании идут на оплату труда работников территориальных избирательных комиссий, и только 20% - это официальные траты кандидатов. Поэтому 90 дней, 120 дней, 300 дней - не имеет никакого значения. Более того, если вступает в силу закон о президентских выборах, тогда агитации и все действия кандидатов нужно соизмерять с вступившим в силу законодательством. А это ограничивает маневр для тех кандидатов, которые находятся на высоких государственных постах, и у которых уже давно аккумулирован и мобилизован финансовый ресурс.

Лучше сейчас, когда еще не началась официальная избирательная кампания, проводить избирательную кампанию не по закону, а по привычке, традициям или на основе политтехнологических новаций, нежели уже сейчас проводить свою кампанию в русле закона и тем самым быть под постоянным риском судебных оспариваний и тому подобных правовых принуждений. Поэтому те, у кого есть парламентский ресурс, решили, чтобы кампания длилась только 90 дней, а не 120, как это было на предыдущих президентских выборах.

Есть ряд других, возможно, не таких важных новаций в новом законе о президентских выборах. Но если оценивать это на весах президентской кампании и возможных будущих результатов, то этот закон, несмотря на поправки, сделанные между первым и вторым обсуждением, а также после замечаний президента, все-таки играет в пользу тех политических сил, у которых сегодня есть конституционное большинство в парламенте, представители которых являются основными фаворитами нынешних президентских выборов. Это, скорее, двухпартийный закон о президентских выборах. А кто из двух партий в большем выигрыше - партия Тимошенко или партия Януковича - покажут избирательная кампания, которая согласно новому закону официально начинается 19 октября 2009 года, и результаты голосования. Напомню, первый тур будет проходить 17 января 2010 года. И, скорее всего, будет второй тур, который состоится 7 февраля 2010 года.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

16.07 21:01 Глава Amazon стал самым богатым человеком в современной истории
16.07 20:37 США пожаловались в ВТО на ответные пошлины Китая и ЕС
16.07 20:06 Путин и Трамп не пришли к общему мнению по Крыму
16.07 19:49 Путин подарил Трампу мяч ЧМ-2018
16.07 19:26 Путин объявил сообщения о компромате на Трампа шелухой
16.07 19:22 Трамп признал отсутствие связи 12 обвиняемых в США россиян с выборами
16.07 18:50 Трамп пообещал России серьезную конкуренцию на газовом рынке ЕС
16.07 18:47 «Ювентус» за день отбил половину стоимости Роналду
16.07 18:29 Лондонский суд арестовал активы братьев Ананьевых
16.07 18:27 Путин напомнил о завершении холодной войны с США
16.07 18:04 Комитет Госдумы одобрил законопроект о повышении НДС ко второму чтению‍
16.07 17:43 Ученые объявили Туринскую плащаницу подделкой
16.07 17:38 Минтруд подтвердил пересмотр балльной пенсионной системы
16.07 17:37 Крысы снижают количество рыб на коралловых островах
16.07 17:14 «Бог Кузя» получил пять лет за создание секты
16.07 16:54 Мосгорсуд продлил арест двух фигурантов дела «Седьмой студии»
16.07 16:36 Тет-а-тет Путина и Трампа занял больше двух часов
16.07 16:21 Booking.com прекратил работу в Крыму из-за санкций
16.07 16:03 Посольство Франции подтвердило закрытие торгпредства в России
16.07 15:59 Яровая предложила искать пропавших детей по мобильникам
16.07 15:43 У одной пчелиной семьи может быть до пятидесяти разных отцов
16.07 15:35 Минздрав объяснил рост заболеваемости ВИЧ
16.07 15:16 Италия будет агитировать за отмену антироссийских санкций
16.07 14:55 Евросоюз запретил импорт российской птицы
16.07 14:36 Прокуратура Москвы объяснила выделение 33 млн рублей разогнавшим митинг казакам
16.07 14:31 Путин и Трамп уединились для обсуждения «болевых точек»
16.07 14:20 В ЕР решили единогласно поддержать пенсионную реформу
16.07 14:13 Минобороны отчиталось по выводу российской авиации из Сирии
16.07 13:48 Положительные отзывы на пенсионную реформу дали 77 регионов
16.07 13:44 Звонивший в колокол деревянный рыцарь был найден в башне Линкольнского собора
16.07 13:33 Путин опоздал на встречу с Трампом
16.07 13:27 ФИФА выдвинула Дзюбу и Черышева на приз автору лучшего гола ЧМ-2018
16.07 13:16 Путин прибыл в Хельсинки на встречу с Трампом
16.07 13:11 ЦБ оценил рост цен после повышения НДС
16.07 12:53 РЖД пустят домашних питомцев в поезда без хозяев
16.07 12:34 Думский комитет одобрил повышение пенсионного возраста
16.07 12:28 Грудинин развелся с женой после 38 лет брака
16.07 12:13 Яд из Эймсбери находился во флаконе из-под духов‍
16.07 12:08 Мособлизбирком окончательно определил кандидатов в главы Подмосковья
16.07 11:50 С отдыхающих на Кубани начали взимать курортный сбор
16.07 11:46 Трамп признал вину США в плохих отношениях с Россией
16.07 11:30 В офис «Натали Турс» пришли следователи
16.07 11:19 СМИ узнали о готовности кабмина ограничить импорт алюминия ради «Русала»
16.07 11:11 Минтруд пообещал 5 млрд рублей в год на переобучение будущих пенсионеров
16.07 10:53 В Калуге прошел концерт московских творческих коллективов
16.07 10:51 «Мегафон» решил избавиться от статуса публичной компании
16.07 10:44 Въезд в Россию по паспорту болельщика продлят до конца 2018 года
16.07 10:29 Следком подтвердил подлинность останков Николая II и его семьи
16.07 10:24 В Великобритании заподозрили ГРУ в отравлении Скрипалей
16.07 09:50 Песков не уверен в обсуждении «Северного потока — 2» на саммите Россия-США

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.