Адрес: https://polit.ru/news/2009/11/09/tatarproliv/


09 ноября 2009, 10:26

По версии следствия, причиной крушения ТУ-142 могла стать техническая неисправность

Утром в субботу, 7 ноября, стало известно, что во время выполнения учебного полета у берегов Хабаровского края потерпел крушение дальний противолодочный самолет Ту-142М3 568-го гвардейского отдельного смешанного авиаполка Тихоокеанского флота. Самолет упал в воды Татарского пролива. В результате катастрофы погибло 11 членов экипажа.

Связь с экипажем Ту-142М3 прервалась в минувшую пятницу в 21.19 по местному времени. Самолет в этот момент находился примерно в 20 км от берега над акваторией Татарского пролива, отделяющего остров Сахалин от материка.

Источник «Коммерсанта» в гарнизоне Каменный Ручей, к которому был приписан самолет, рассказал, что отметка Ту-142 исчезла с локаторов, когда он, заходя на посадку, выполнял третий разворот так называемой "большой коробочки", снижаясь с 1200 до 700 м.

Катастрофа произошла внезапно. "Докладов о возникновении внештатной ситуации с борта не поступало. Наоборот, перед крушением командир экипажа Вадим Капкин вышел на связь и сказал, что снижение машины проходит в штатном режиме",— отметил источник газеты.

Согласно штатному расписанию, на борту судна должен был находиться экипаж из десяти человек, однако в день катастрофы там было 11 военных. На борту оказался старший техник группы обслуживания Евгений Долгов. По некоторым данным, он отправился в полет, чтобы проверить обслуживание некоторых агрегатов,  которые недавно были заменены.

После исчезновения метки самолета с локаторов была объявлена тревога. На обследование акватории вышло несколько судов, вылетели самолеты и вертолеты. Место катастрофы было обнаружено только через пять часов после начала поисков. Специалисты установили, что самолет длиной около 50 м лежит на глубине 44 м. Позднее, как говорят участники спасательной операции, в акватории были найдены фрагменты тел пилотов. "Учитывая условия, при которых произошла катастрофа, можно предположить, что все военные, находившиеся на борту Ту-142, погибли",  - заявили в штабе ТОФ.


В связи с происшествием до установления причины катастрофы полеты морской авиации на Тихоокеанском флоте временно прекращены. Следственное управление по флоту возбудило уголовное дело по ст. "нарушение правил полетов или подготовки к ним". По ней предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Командующий ТОФ вице-адмирал Константин Сиденко вчера заявил, что какие-либо выводы о причинах катастрофы делать преждевременно, вначале надо поднять со дна бортовые самописцы и расшифровать содержащуюся на них информацию. Конструкция "черных ящиков" Ту-142 позволяет сохранять информацию в соленой воде лишь в течение 36 часов. К середине вчерашнего дня этот срок истек, поиск самописцев потерял смысл. Теперь определить причины падения самолета будет очень сложно, отмечает «Время новостей».

Поиски на месте катастрофы ведутся круглые сутки. На Тихоокеанском флоте работает комиссия Министерства обороны. В поисковой операции участвуют армия ВВС и ПВО Дальневосточного военного округа, подразделения МЧС, привлечены 11 водолазов. В район падения было направлено спасательное судно "Алагез". На его борту специальные глубоководные спасательные аппараты "Тайгер" и "Обзор".

Комиссия Министерства обороны традиционно рассматривает три основные версии катастрофы. Это отказ техники, человеческий фактор и воздействие внешней среды - возможность попадания птиц в двигатель, поскольку самолет шел на снижение.

Приоритетной версией, по предварительным данным, стала техническая неисправность. В частности, падение самолета могло быть вызвано разрушением турбины одного из двигателей или несинхронизированным выпуском закрылков при маневрировании. В то же время известно, что погода в момент катастрофы была вполне хорошей, а состояние Ту-142М3 перед вылетом не вызывало вопросов, отмечает «Коммерсантъ».

Управлял "Ту" майор Капкин — бывший летчик-истребитель, прослуживший в военной авиации 24 года. Ту-142М3 был выпущен в 1990 году и за 19 лет службы успел налетать около 700 часов, что не так много, отмечают СМИ.

Ту-142 был разработан в ОКБ А.Н. Туполева для борьбы с новейшими атомными подводными лодками вероятного противника, оснащенными баллистическими ракетами. На вооружении авиации ВМФ России сегодня около 75 самолетов Ту-142 всех модификаций.

Самолеты этого типа уже дважды попадали в авиакатастрофы - в 1976 и 1984 годах. В первый раз самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, во второй - упал в воду. В двух катастрофах погибли 14 человек.