Адрес: https://polit.ru/news/2009/11/16/krichevsky1/


16 ноября 2009, 17:55

Экономист Никита Кричевский о законе о торговле: если не знать подноготную бизнеса в России, может показаться, что власть хочет ограничить конкуренцию

Никита Кричевский

«Если не знать подноготную торгового бизнеса и в целом бизнеса в России, конечно, может возникнуть ощущение, что власть пытается ограничить конкуренцию, вторгается в сферу ценообразования, создает дополнительные барьеры для входа на рынок и занимается прочими внеэкономическими регулированиями, сказал экономист», - сказал доктор экономических наук, профессор Российского государственного социального университета (РГСУ) Никита Кричевский в интервью «Полит.ру».

Госдума намерена ужесточить ко второму чтению основные положения законопроекта "О торговле". Второе чтение законопроекта было намечено на 11 ноября, однако было перенесено. Некоторые экономисты обратились в Госдуму с призывом не поддерживать законопроект вообще. Документ подписали Александр Аузан, Егор Гайдар, Сергей Гуриев, Андрей Илларионов, Вадим Радаев, Евгений Ясин.

По словам Кричевского, он бы не стал подписывать письмо с призывом не поддерживать законопроект о торговле. «Я бы отказался это сделать не потому, что я не согласен с точкой зрения этих людей, многих из которых я очень уважаю. Я придерживаюсь иной точки зрения на наведение порядка в этой сфере», - сказал он, пояснив, что авторам письма присущ начетнический подход, то есть подход, основанный исключительно на экономических догматах, а не реальной жизни.

Если не знать подноготную торгового бизнеса и в целом бизнеса в России, конечно, может возникнуть ощущение, что власть пытается ограничить конкуренцию, вторгается в сферу ценообразования, создает дополнительные барьеры для входа на рынок и занимается прочими внеэкономическими регулированиями, сказал экономист. Но реальная жизнь расставляет все по своим местам.

«Для меня в данном случае совершенно не принципиально, каким будет порог доминирования для той или иной сети в муниципальных образованиях, поскольку все это находится в пределах одной буквы названия компании. Например, будет торговая сеть не «Квартал», а «Квартал-плюс», или не «Копейка», а «Две копейки» или «Пять копеек». Что это изменит? Юридически это будет новая сеть. Порог доминирования будет соблюден.

Каким образом может быть образована новая компания, чтобы она не считалась афилированной с материнской компанией? Очень просто. Для этого достаточно снять несколько оффшорных фирм, регистраты которых нам «неведомы», и, например, опционы и акции менеджмента действующих торговых сетей поменять на акции новой сети. Простая рокировка. Один акционер отдает акции и переходит в новую компанию. Здесь он не собственник, а там - собственник. Но основным собственником, как это происходит сегодня у всех крупнейших торговых сетей - это оффшор.

Например, у «Седьмого континента» почти 75% собственности - в оффшоре. У «Дикси», «Квартала», «Виктории» и других компаний контрольные пакеты в оффшорах. Но формально законодательство будет соблюдено тютелька в тютельку», - заметил Кричевский.

Кроме того, сейчас можно легко дешево приобрести локальную торговую сеть, которая находится на грани банкротства или уже обанкротилась, считает он. «Достаточно взять известную торговую марку буквально за сущие копейки и открывать магазины, используя ее. Учредители собственности при этом останутся те же, то есть по факту там останутся оффшоры. А законодательство будет соблюдено», - сказал экономист.

Эксперт не видит практического смысла в обсуждаемом законопроекте. «Ограничения по торговой наценке обходятся с помощью фирм-«прокладок». Порог доминирования можно обойти с помощью открытия или приобретения локальных торговых сетей и раскрутки федерального масштаба. То есть конкуренции как не было, так и не будет. В одном муниципальном образовании были две торговые сети, принадлежащие одному собственнику. А формально эти фирмы разные, с разными учредителями. И что изменится для простых людей? Ничего, если только не станет хуже, потому что придется нести дополнительный административный резерв на подтверждение законодательства. Все это будет переложено в цену товара. При этом издержки как росли, так и будут расти, потому что коррупционная составляющая изделий никуда не исчезла, и в среде российских бизнесменов очень велика неопределенность по поводу будущего», - сказал Кричевский.

Эксперт посетовал, что в роли основного экономического ньюсмейкера в России в настоящее время выступают не представители бизнеса, а правоохранительные органы. «Сегодня правоохранительные органы занимаются ньюсмейкерством в сфере таможенного регулирования, завтра они могут стать основными ньюсмейкерами торговой сети. Остается ждать, что «танцуй, пока молодой, куй, пока горячо, воруй, пока есть, что воровать», - заключил Кричевский.

См. также: