Адрес: https://polit.ru/news/2010/02/25/karas/


25 февраля 2010, 15:19

Политолог Вадим Карасев: украинский демократический режим после "оранжевой" революции имел очевидную прозападную направленность, которая не могла нравиться России

«Виктору Януковичу придется не просто. Он начинает свое президентство в очень сложных условиях. Для того, чтобы справиться с такими вызовами, у него пока нет достаточного политического ресурса, внутреннего политического ресурса, нет большинства в Верховной раде, нет своего правительства. Его победа на президентских выборах выглядит не очень внушительно, не просто нет условий для триумфа, нет пока даже четкого плана и понимания того, как действовать дальше после того, как инаугурирование президента Януковича, произошло», - заявил украинский политолог, глава Института глобальных стратегий Вадим Карасев в интервью «Полит.ру», говоря о дальнейшем сценарии российско-украинских отношений.

«У Виктора Януковича есть только один союзник, один партнер, - Российская Федерация. Не случайно в Украине находится патриарх Кирилл, не случайно Янукович за время от президентского финала выборов до инаугурации сделал ряд знаковых заявлений, рассчитанных на руководство Российской Федерации и на удовлетворение ожиданий своего электората, что вызвало в Украине очень неоднозначную реакцию одних и серьезную критику других. Очевидно, что у Януковича нет иного пути, нежели укреплять свою электоральную базу, формировать свою внешнеполитическую базу, ресурс внешнеполитической поддержки и постепенно формировать партийно-элитную базу в самой Украине», - подчеркнул украинский политолог.

Вадим Карасев отметил, что «вряд ли можно рассчитывать на то, что Янукович, как в свое время Леонид Кучма, выиграв президентские выборы за счет востока и юга Украины, пойдет на запад для того, чтобы сбалансировать ситуацию, сбалансировать ресурс своей победы. У Януковича нет такой возможности, у Януковича другая политическая система, у Януковича другие идейные координации украинской политики, у Януковича нет административных и прочих вертикалей, которые были у Кучмы в середине 90-х годов.

У Януковича есть сегодня только один полноценный ресурс - доверие его избирателей в условиях жесткой конкурентной политической борьбы и внешняя поддержка со стороны Российской Федерации. И скепсис, помноженный на интерес, что будет дальше, со стороны западных держав, которые повели себя политкорректно, признали победу Януковича, но очевидно пока еще не признают его как полноценного президента такой сложной страны, как Украина», - сказал Вадим Карасев.

По словам Вадима Карасева, «безусловно, отношения Украины и России при Януковиче будут другими, нежели при Ющенко, поскольку Ющенко пришел на волне «оранжевой» революции, в то время как политический режим в Российской Федерации становился все более контрреволюционным, консервативным.

Радикализм, революционный радикализм или революционно-демократическая подкладка политического режима Виктора Ющенко   идеологически, исторически не могла совпадать с консервативным и реставрационным началом политического режима Владимира Путина.  Поэтому и отношения между Россией и Украиной ухудшались, они не могли не ухудшаться, так как политическая кремлевская элита Российской Федерации во главу угла своей деятельности поставила предотвращение «оранжевых» революций на постсоветском пространстве, а затем и сделала все, чтобы революционно-демократические эксперименты на постсоветском пространстве показали свою либо экономическую, либо политическую, либо электоральную несостоятельность. Отсюда проблемы в комплексе проблемных отношений Российской Федерации и Украины, как одной из ключевых стран на постсоветском пространстве, как страны, где фактически и произошла полновесная, «цветная» демократическая революция».

Вадим Карасев подчеркнул, что «украинский демократический режим, особенно после «оранжевой» революции, имел прозападную направленность, причем Запад здесь рассматривался и как Европейский Союз, и как Североатлантический альянс, и система финансовых, инвестиционных и прочих экономических и торгово-экономических институций с объединенной Европой. Прозападность или курс на Запад рассматривалась предыдущим руководством Украины как ключевой ресурс для укрепления украинской независимости, а украинская независимость - это, прежде всего, независимость от России.  Не против России, а за Украину, другое дело, что в России это может рассматриваться как против России».

По мнению политолога, «в Украине не может быть модернизации в том варианте, как она сейчас обсуждается в Российской Федерации, или в том варианте, как она была в Китае, Корее, в Южной Корее, в Сингапуре, в Малайзии и других странах юго-восточной Азии. Украинская модернизация - это, прежде всего, европеизация, а европеизация - это, прежде всего, демократизация. Такой вариант украинской модернизации не устраивал Российскую Федерацию прежде всего потому, что такая модель модернизации, как европеизации, включения в ключевые институты безопасности и экономической интеграции в Запад, безусловно, не устраивают нынешний политический режим России.

Не могло быть никаких иллюзий по поводу того, что стратегическое партнерство Украинской Федерации, Украины и Российской Федерации будет безоблачным. Как мы видели в последнее годы, оно стало попросту враждебным, если учитывать, что кремлевские лица фактически объявили идеологическую войну Виктору Ющенко», - отметил украинский политолог.