Представитель Всемирной ядерной ассоциации: В Швеции и Финляндии уже есть общественное согласие по поводу закачки радиоактивных отходов в недра

Государственная Дума РФ 20 января приняла в первом чтении законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)», внесенный правительством России. Задача рассматриваемого закона – внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта.

"Всемирная ядерная ассоциация считает, что очень важно иметь четкое национальное законодательство, правила и политику обращения с радиоактивными отходами как для атомной индустрии, так и для радиоизотопов, используемых в медицине и промышленности", - сообщил руководитель департамента общественных связей Всемирной ядерной ассоциации (World Nuclear Association) Ян Хор-Лэйси.

Безопасное обращение с РАО и отработанным ядерным топливом является широко распространенной хорошо зарекомендовавшей себя практикой, отметил он. "Такие серьезные показатели безопасности отражают высокий уровень профессиональной компетентности в ядерной промышленности и ее ответственности в долгосрочной перспективе. Накопление знаний и опыта будут лишь усиливать и без того высокую степень безопасности. Сегодня те, кто работают с ядерными технологиями, должны использовать имеющиеся, доступные и подтвержденные с научной точки зрения средства для того, чтобы они могли выполнить свои обязательства по безопасной утилизации радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива. Продолжение разработки глубоких подземных хранилищ и их эксплуатация, начинающаяся в этом десятилетии, крайне важно для того, чтобы эти обязательства были выполнены", - подчеркнул Хор-Лэйси.

"Атомная промышленность продемонстрировала, что она признает свою ответственность за обращение с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом в качестве основной обязанности и готова выполнять свои обязательства с профессиональной самоотверженностью и достаточными профессиональными знаниями. Всемирная ядерная ассоциация  приветствует новый российский закон об обращении с радиоактивными отходами", - добавил он.

По его словам, в мировой атомной отрасли широко распространена практика, когда расходы на управление и утилизацию отходов интернализированы, то есть возлагаются на производителя энергии либо коммунальные службы и включены в стоимость продаваемого электричества. Может быть использована и другая схема, когда производитель энергии платит другому субъекту, например, государственному оператору, который берет на себя расходы по обращению с отходами и их захоронению.

"В этом смысле новый механизм в Великобритании, вероятно, является наиболее сложным, а в США, возможно, самый простой - 0,1 цента за киловатт-час взимаются с электростанции и выплачивается в госфонд, а государство берет на себя ответственность за захоронение отходов, используя на это средства фонда", - считает Хор-Лэйси. "Впрочем, наиболее продвинутые программы – у Швеции и Финляндии, где существует четкое общественное согласие на захоронение отходов в недра", - добавил он.

"Аналогично для вывода из эксплуатации: соответствующая коммунальная  служба либо электростанция должна поступательно выделять средства, так чтобы когда АЭС  будет выведена из эксплуатации, было достаточно средств на ее демонтаж", - заключил Ян Хор-Лэйси.