Адрес: https://polit.ru/news/2010/05/31/kazakhprison/


31 мая 2010, 13:44

"Радио Азаттык": отсидевший 5 лет за религиозные убеждения житель Казахстана сравнил местные тюрьмы с Бухенвальдом

Адильжан Муздыбаев отсидел 5 лет за свои религиозные убеждения и сполна ощутил "особенности" казахстанской уголовно-исправительной системы.

"Зверские расправы проводятся над зэками, требующими соблюдения своих элементарных прав, гарантированных им законом. Бесчеловечные методы пыток над "умниками" широко используются в исправительных колониях Костанайской, Акмолинской областей. В некоторых других областях, судя по "малявам", тоже. Я как-то, сидя в тюрьме, прочитал советскую книгу Абдрахманова, повествующую о пытках в фашистском концлагере Бухенвальде. Хочу сказать, что в современных казахских тюрьмах практикуется примерно такое. Пытки - одна изощреннее другой. Непослушного арестанта заводят в изолятор, где четверо сотрудников держат его - кто за голову, кто за ноги и руки - и начинают издеваться. Сначала бьют по пяткам дубинкой. По пяткам вроде бы не сильно больно, но в голове удары отдаются, как молотом по колоколу. Если выдержишь и не сломаешься, в ход идет второй вариант - начинают бить дубинкой по заднице", - рассказал Муздыбаев "Радио Азаттык".

При долгом битье по ягодицам, подчеркнул бывший заключенный, позвоночник не выдерживает и повреждается, а следов на теле как бы не остается, "поди докажи, что тебе расшатали позвоночник". После таких пыток, "например, Марат Сатхожин, 1965 года рождения", стал инвалидом, "фамилии остальных уже и не припомню, но точно знаю, что в ИК-90 города Степногорска с 2006 по 2010 год четыре-пять человек подвергались ужасающим издевательствам, после которых теперь кто ходит с костылями, а кто - навсегда прикован к инвалидной коляске".

Со слов Муздыбаева, зверским пыткам особенно подвергаются те, кто требует соблюдения своих прав, а также те, кто сидит за свои религиозные или политические убеждения. "Но и рядовые уголовники часто не имеют шанса вырваться из тюрьмы: по малейшей придирке им без конца накидывают сроки".

Муздыбаев говорит, что с ними обращались как со скотиной: "Нас заставляли маршировать в колонии. Именно маршировать как на параде, а не ходить строем. Мы были вынуждены, как на параде, поворачивать голову вправо и шагать маршем каждое утро перед тюремными надзирателями, которым такое зрелище явно доставляло удовольствие. Если им не нравилась наша маршировка, они кричали: "Плохо топаете!" - и заставляли нарезать новые круги".

Арестантов, уклонявшихся от исполнения причуд тюремщиков или не отказывающихся от своих принципов и жизненных устоев, зачастую ожидали чудовищные издевательства. Об одном из таких поведал правозащитник Вадим Курамшин ("Радио Азаттык" подчеркивает, что "в местных масс-медиа практически ничего не пишут о применении подобного вида пыток в казахстанских тюрьмах"): "Четверо, а то и больше полицейских держат ("взять на растяжки" называется), а двое других полицейских вбивают резиновую дубину с натянутым презервативом глубоко в анальное отверстие. И кровью после этого ходишь не два-три месяца, а всегда".

Что же касается Адильжана Муздыбаева, то он, отмечает "Радио Азаттык", никого не убивал, "а отсидел пятилетний срок за то, что читал намаз и был членом неформальной мусульманской общины", "эту общину называют "Чистая вера", в местной прессе их клеймят как ваххабитов". Правда, сидел Муздыбаев по статье "Незаконные приобретение, перевозка или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, пересылка либо сбыт наркотических средств", такое стандартное обвинение в Казахстане, "пожалуй, не обошло стороной всех, кто мыслит "иначе".

"Мне подсунули наркотики сотрудники КНБ в феврале 2005 года. С мамой пошел на базар за продуктами, а когда возвращались, то возле дома к нам подъехало несколько машин, и оттуда вышли сотрудники КНБ. Я успел только передать матери пакеты с продуктами, а также ключи от машины. А дальше мне скрутили руки, а мать отвели подальше от меня на несколько метров. Только потом я понял, зачем они это сделали. Им не нужен был свидетель, который бы видел, как мне подсовывают наркотики. Дело в том, что когда на меня надели наручники, то я почувствовал, как роются в моих карманах и что-то проделывают с моими пальцами. Оказывается, они подкладывали частицы героина под ногти. Потом они завели меня в дом и произвели срез ногтей, где обнаружили якобы героин. Дома была жена и трое малолетних детей двух, трех и шести лет. Я каэнбэшникам сказал, что если бы у меня были наркотики, то я бы успел от них избавиться, так же как от продуктов и ключей от машины. Но они были непреклонны", - рассказал Муздыбаев.

По словам правозащитников, всего в казахстанских тюрьмах за свои религиозные убеждения находятся на сегодняшний день около 700 человек. После освобождения Адильжан Муздыбаев вернулся домой, а затем перебрался в Австрию, вслед за своей семьей, просить политического убежища, сообщает "Радио Азаттык".

См. также: