28 марта 2024, четверг, 14:34
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 июня 2010, 10:17

Обнародованы последние слова польских пилотов с самолета Леха Качиньского

Польские власти обнародовали записи речевого самописца Ту-154 президента Польши Леха Качиньского. Ознакомиться со стенограммой записи с параллельным переводом на русский можно, например, здесь (файл в формате pdf).

Как пишет "Коммерсантъ" , запись свидетельствует о том, что определенная доля ответственности за катастрофу лежит не только на экипаже самолета, знавшем о стремительно ухудшавшейся погоде, но и на всех остальных участниках событий, в том числе главкоме ВВС Польши Анджее Бласике, который находился в кабине пилотов.

Узнав в 10.14 от белорусского диспетчера о густом тумане в аэропорту Смоленска, командир предложил уйти на запасной аэродром, и его поддержал второй пилот, сообщивший, что топлива у них хватит. Непонятно, что Бласик ответил на предложение об уходе (90% его фраз остались нерасшифрованными, так как он стоял далеко от микрофона). Тем не менее в 10.19 командир принял решение подойти к Смоленску.

В 10.24 командир президентского самолета получил предупреждение от диспетчера аэропорта Смоленск-Северный о тумане и видимости 400 метров. Через минуту Ту-154 получил аналогичное предостережение от экипажа польского Як-40, севшего в Смоленске в 9.25: "Pizda tutaj jest" (в русском варианте как "здесь полный каюк"). В этот же момент диспетчер сообщил температуру и давление воздуха и закончил: "Условий для приема нет".

Командир понял, что в Смоленске, скорее всего, сесть не получится. Узнав от командира, что самолет приземлится в Минске или в Витебске, главком, видимо, ушел в салон, чтобы доложить обстановку президенту Качиньскому. Какое решение приняли чиновники, неизвестно, но в 10.27 борт N 101 продолжил снижение. В 10.35 на связь вышел командир Як-40, предупредивший, что видимость упала с 400 до 200 метров. Диспетчер, однако, разрешил экипажу выполнить четвертый, последний перед посадкой, разворот. В 10.38 главком сказал: "Он взбесится, если еще..." После этого летчики встали на посадочную глиссаду и стали перечислять операции, которые необходимо выполнить при посадке.

В 10.40 в кабине прозвучал сигнал системы предупреждения опасного сближения с землей TAWS: "Terrain ahead" (земля по курсу). Когда до земли оставалось 100 метров, TAWS "кричала" уже "pull up" (тяни на себя). Пилоты, игнорируя предупреждения автоматики, диктовали друг другу высоту, на которой, по их мнению, находилась машина: "100, 90, 80, 60, 50 метров". В этот момент прозвучала команда диспетчера "горизонт, 101" — прекратить снижение, перейдя на горизонтальный полет. Следующая команда с земли "контроль высоты, горизонт" тоже была. Но вскоре "черный ящик" записал "шум от столкновения с лесным массивом". "Уход на второй круг!" - крикнул диспетчер. Запись окачивается криком командира: "Kurwa-a-a!".

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.