Адрес: https://polit.ru/news/2010/07/19/propaganda/


19 июля 2010, 14:38

"Русский Newsweek": российские PR-агентства и пресса зарабатывают на государственной пропаганде

Выборы губернаторов и бизнес-войны ушли в прошлое - теперь PR-агентства и пресса зарабатывают на государственной пропаганде, пишет журнал "Русский newsweek" в статье «Герольды нашего времени».

Российские ведомства получают огромные деньги на пропаганду важных государственных инициатив, и, несмотря на кризис, эти суммы неуклонно растут, отмечает издание. Так, объем рынка рекламы государственных услуг в этом году превысит миллиард рублей.

13 июля в Минздраве подвели итоги конкурса на размещение телероликов проекта «Здоровая Россия». Это один из самых дорогих государственных рекламных проектов в этом году (242 млн рублей), отмечает издание. В конкурсе принимала участие только одна компания — российский филиал известного мирового рекламного агентства Ogilvy. Цена, за которую они согласились выполнить заказ, в итоге оказалась ниже предложения Минздрава почти в два раза: рекламу снимут и пустят в эфир за 131,5 млн рублей.

Ситуации, когда на конкурс приходит всего одна заявка, бывают довольно часто, при этом не обязательно имеет место коррупционный сговор. Ведомству бывает удобно работать с определенным подрядчиком, а конкуренты понимают это и не ввязываются в борьбу, пишет издание.

Как отмечает "Русский newsweek", сами агентства тоже иногда хитрят, чтобы лишний раз не конкурировать друг с другом, и выстраиваются так называемой «коробочкой»: на конкурс по договоренности идет только одна компания, а другие лидеры рынка гарантированно получают от нее подряд. «Рынок небольшой, все всех знают», — поясняет руководитель одного из агентств.

Издание отмечает, что до середины 2000-х политтехнологи и рекламщики зарабатывали свои основные деньги на губернаторских выборах и на бизнес-войнах, а национальные проекты пришли на рынок в 2006 году.

Обычно агентства борются относительно честно, но иногда прибегают к различным уловкам. Один из участников рынка вспоминает, что конкуренты выставили фантастически долгий срок гарантии на исполнение работ — что-то вроде триллиона лет, и в результате победили.

Средства на пропаганду любой крупной государственной инициативы распределяются примерно одинаково, пишет издание. Так, около трети средств идет на рекламу в различных СМИ, а оставшиеся деньги тратятся на сюжеты и статьи в прессе и на телевидении. Еще часть денег идет на оплату организации праздников, форумов и пресс-конференций, которые потом используются как информационные поводы.

При этом оценить эффект государственной рекламы довольно трудно, так как средства на специальные исследования не закладываются. По данным Newsweek, до конца года Минсвязи проведет конкурс на пропаганду цифрового телевидения. Цена вопроса — 1,2 млрд рублей на пять лет.