Адрес: https://polit.ru/news/2010/09/16/scshekodelo1/


16 сентября 2010, 19:25

"Яблочник" Митрохин неоптимистично приветствует возобновление дела Щекочихина, а журналист Ганапольский говорит - "Не смешите!"

Лидер "Яблока" Сергей Митрохин приветствует тот факт, что "следствие по делу о смерти нашего товарища возобновлено" (см. на эту тему: "Следственный комитет возобновил расследование смерти депутата и журналиста Юрия Щекочихина").

"Но особого оптимизма у меня нет, уже дважды дело, как известно, закрывали. И можно догадываться, почему. Многих высокопоставленных чиновников деятельность депутата и журналиста Щекочихина пугала. Напомню, что в качестве члена комиссии Госдумы по коррупции он занимался, например, руководителями Генеральной прокуратуры. Ровно за месяц до смерти Щекочихина комиссия собиралась, чтобы рассмотреть подготовленные им материалы, которые задевали замов тогдашнего генпрокурора Владимира Устинова - Бирюкова и Колмогорова. С подачи нашего товарища началось знаменитое дело "Трех китов". Щекочихин выяснил, что оно не ограничивалось контрабандой мебели, а было связано с отмыванием денег через Bank of  New York. В июне 2003 года в Москве он встречался с представителями ФБР, которые пригласили его в Нью-Йорк, пообещав 19 июля 2003 года передать оригиналы документов об отмывании денег", - рассказал Митрохин в беседе с "Радио Свобода".

"Мы помним, что высокопоставленные прокурорские работники Бирюков и Колмогоров отчаянно сопротивлялись расследованию этого дела, давили на следователя Зайцева. Кстати, Зайцев бы без помощи Щекочихина точно бы сел в тюрьму и сидел бы там до сих пор. <...> Я напомню, что дело "Трех китов" удалось довести до конца только после ухода из Генпрокуратуры Владимира Устинова и его замов. А вот еще факт. Зам Устинова, Владимир Колесников, после отставки стал депутатом Думы и зампредом комитета по безопасности. Это он в прошлом году убедил фракцию "Единой России" не голосовать за парламентский запрос о ходе расследования дела Щекочихина. Между тем "Новая газета" еще и раскопала, что в материалах "Трех китов" была "прослушка", в которой фигурировал служебный телефон Колесникова", - добавил Митрохин.

Президент СССР Михаил Горбачев, являющийся соучредителем "Новой газеты", приветствует возобновление расследования уголовного дела о смерти Юрия Щекочихина. "В этой смерти много неясного, а объяснения случившегося, в основном, невнятны", - цитирует Горбачева "Радио Свобода" со ссылкой на "Интерфакс".

"Я неравнодушен к Юрию Щекочихину, мы были друзьями. Его блистательные честные расследования тогда, в начале 80-х - 90-х, были школой журналистики. А главное, чему он учил, сам того не желая - это смелости. Многие из моих коллег, кто выбрал честную журналистику, просто последовали его примеру. Воистину, правду говорить легко и приятно. А потом, в 2003-м, он быстро умер. Умирал мучительно и страшно - еще до смерти потеряв кожу. Следствие назвало это "аллергической реакцией" и не нашло в смерти Юры криминала. Следствию никто не поверил.

Потом, в апреле 2009-го, дело об убийстве вообще прекратили, а в сентябре того же года представитель СКП сообщил, что в смерти Юры криминала не обнаружено. Этому заявлению тоже не поверил никто. Было понятно, что в Юриной смерти никогда не будет криминала, пока криминал, который его убил, будет у власти.

И вдруг неожиданное - следствие возобновляется, появились новые данные. Причем, данные позволяют открыть дело по статье "убийство". Господа из СКП, вы думаете, что кто-то из журналистов вам поверит? Поверит, что на ровном месте вдруг выскочили какие-то "новые обстоятельства"?", - заявил журналист радиостанции "Эхо Москвы" Матвей Ганапольский в своей "Реплике".

В том же тексте Ганапольского: "А теперь давайте я переведу эту новость про Юру Щекочихина на русский язык.

"Мы всегда знали, что Щекочихина убили. Но в то время устраивать громкий процесс было нецелесообразно, потому что трогать тех, кто убил, тогда было нельзя - на это был мораторий. Но теперь, в связи со сложившимися обстоятельствами, нужно проучить одного человека, который последние дни много себе позволяет. Мы постараемся, чтобы в этой истории бесконечно мелькала как его фамилия, так и фамилии его ближайшего окружения. Если можно будет присобачить туда его жену - присобачим. И мы постараемся сделать так, чтобы его имя ассоциировалось с убийством Щекочихина.

Конечно же, мы на самом деле реальных убийц не найдем, потому что это вполне уважаемые люди. Открываем мы снова это дело исключительно для пиара одних и пиар-уничтожения других, поэтому и не ждите от нас передачи дела в суд. И спасибо гражданину Щекочихину за помощь даже после его смерти. Такие журналисты как он, очень нужны России".

Все, и не более".