Адрес: https://polit.ru/news/2010/10/31/serdukov/


31 октября 2010, 22:59

Министр обороны показал корреспонденту "Вестей недели" тумбочки и разделил реформу армии на три части

28 октября президент провел своего рода промежуточный смотр реформы вооруженных сил. Сначала командный пункт войск воздушно-космической обороны, затем военный городок Тимоново, где строится жилье для военных, а в завершении - учебный центр по подготовке снайперов. Именно там и зашла речь о необходимости перемен, напомнили сегодня "Вести недели.  Программа взяла интервью у министра обороны России Анатолия Сердюкова о том. как проходит реформа армии. "Полит.ру" на прошедшей неделе касался проблемы армейской реформы и атаки на Сердюкова (см. Михаил Захаров. Не для мебели).

"Армия у нас сейчас меняется. И несмотря на то, что всякие изменения трудны, они необходимы. Именно поэтому все, что сегодня делается, направлено на создание современных и эффективных вооруженных сил. Здесь есть и проблемы, и, в общем-то, уже не плохие решения. Я слежу за этим лично как верховный главнокомандующий и намерен и дальше также поступать", - заявил президент России Дмитрий Медведев. Вместе с награждением офицеров, которые отличились во время службы на Северном Кавказе, здесь же министр обороны Анатолий Сердюков представил президенту двух новых командующих военными округами. И один из них - адмирал. Примета времени: как меняется управление войсками, не говоря уже о набранном темпе.

"Здесь не было даже полгода назад ничего", - говорит министр обороны России Анатолий Сердюков.

После отъезда президента министр обороны не без гордости показывает современный полевой лагерь. Но разговор гораздо шире: о реформе, призыве, о сроках службы и об армейских традициях.

"А сколько стоит такая красота? По карману, Анатолий Эдуардович?" – спрашивает журналист.

"Я хочу сказать, что конкретно этот комплекс нам обошелся не очень дорого - порядка 45 миллионов рублей. Тем более, мы с вами находимся в казарме именно полевой, хотя, в общем-то, здесь все присутствует то, что должно быть в казарме. Есть комната отдыха, умывальная комната, туалетная комната", - рассказывает Анатолий Сердюков.

"Ну, шкафы стандартные", - говорит корреспондент.

"Да, мы полагаем, что такие они будут остальные", - отвечает Анатолий Сердюков.

"А вот все говорят: "реформа, реформа". А я так смотрю, что вот кантик, три полосочки и подушка кирпичом - это все сохранилось", - уточняет журналист.

"Все сохранилось, пока сохранилось, да. Это традиция уже, стандарт такой некий", - объясняет Анатолий Сердюков.

"А как подготовка к зиме? Везде будет, во всех казармах так тепло, как на этой съемочной площадке?" – интересуется журналист.

"На самом деле, прошлая зима достаточно была жесткая, у нас было несколько серьезных аварий в наших гарнизонах военных. Мы этот вопрос учли. Общая готовность по моим оценкам и данным порядка 98-99 процентов. Так что думаю, что эта зима пройдет достаточно спокойно", - рассказывает Анатолий Сердюков.

"А какова степень ответственности командиров? Вот в памяти еще такие массовые заболевания простудные среди в том числе призывников", - вспоминает корреспондент.

"Вы знаете, мы поменяли вообще всю систему и призыва, и доставки призывников непосредственно уже в воинские части. Мы их уже одеваем в призывных пунктах. Поэтому мы минимизировали эти все сложности, которые возникали ранее", - говорит Анатолий Сердюков.

"А вы действительно разрешили представителям общественных организаций сопровождать новобранцев непосредственно к месту службы? Зачем?" – спрашивает журналист.

"Мне кажется, что это снимает некие напряжения и у родителей, и у общественных организаций. И нас это достаточно контролирует, поэтому к этому стали более серьезно относиться, скажем, и командиры в том числе", - отвечает Анатолий Сердюков.

"Коль скоро мы в казарме, вообще, военное сословие, а я к нему отношусь, всегда волновал жилищный вопрос, насколько я знаю. В рамках армейской реформы, что должно быть с квартирами для офицеров?" – задает вопрос журналист.

"Вы знаете, мы об этом много и неоднократно говорили. Есть поручение президента, которое звучит дословно таким образом, что до конца 2010 года мы должны обеспечить военнослужащих постоянным жильем - тех, которые были поставлены на очередь на январь 2005 года. И я полагаю, что до конца года мы решим. У нас прибавилось достаточно серьезное количество военнослужащих, те, которые сейчас увольняются. Мы, полагаю, что закроем в течение двух лет", - объясняет Анатолий Сердюков.

"А у военного ведомства нет соблазна увеличить срочную службу?" – спрашивает журналист.

"Еще раз хочу сказать о том, что мы не собираемся увеличивать срок. Срок как был 12 месяцев, так и остается", - заверяет Анатолий Сердюков.

"А вообще тяжело управляться с таким хозяйством? Это ведь вооруженные силы", - спрашивает журналист.

"Тяжело. Мы имеем и заводы, то есть целую промышленность, и сельское хозяйство, и жилищное хозяйство огромнейшее", - констатирует Анатолий Сердюков.

"Положа руку на сердце, все-таки сайдинг, стеклопакеты - это ведь для каждой воинской части, Анатолий Эдуардович, дорого", - считает корреспондент.

"Вы знаете, на самом деле это не так дорого, если это делать достаточно большими партиями, системно, если нормально проработать с поставщиками, это недорого", - отвечает Анатолий Сердюков.

"Вопрос, который тревожит любого солдата или курсанта военного училища: наряды по столовой или уборка территории - это все сохранится в рамках новой реформы?" – интересуется журналист.

"И наряды по столовой, и уборка по территории - мы сейчас уходим от этого. Мы передаем это все на обслуживание гражданским компаниям, которые нам полностью будут это осуществлять. Тем самым высвобождаем время для ребят, чтобы они как можно больше занимались именно профессиональной подготовкой", - говорит Анатолий Сердюков.

"А что касается рациона? Картошку - я же помню, руки-то еще помнят - ваннами картошку начищали", - спрашивает журналист.

"Это правда, я тоже помню. На самом деле, мы сейчас рацион слегка изменили, мы поменяли на бобовые, то есть этот рацион несколько изменился", - говорит Анатолий Сердюков.

"Анатолий Эдуардович, сегодня все обратили внимание на то, когда вы представляли президенту двух новых командующих округами, один из них был адмиралом. Раньше ведь такого не было", - уточняет журналист.

"На самом деле, это в первый раз. По крайней мере, в новой истории России. Ну, во-первых, мы перешли на четыре округа, как вы знаете", - говорит Анатолий Сердюков.

"Адмирал сможет командовать сухопутными войсками?" – удивляется журналист.

"Вполне", - уверен Анатолий Сердюков.

"А действительно штаб Центрального округа перенесен из Москвы в Питер? Ведь граница рядом, не боитесь?" – спрашивает журналист.

"Во-первых, нет таких угроз, мы не видим таких вызовов. Ну, и самое главное другое: мы привязали, оторвали от столицы и привязали непосредственно к тем задачам, что должны закрываться Западом - это два флота, достаточно серьезных, плюс сухопутная составляющая западного направления", - объясняет Анатолий Сердюков.

"А как флот воспринял такое распределение?" – интересуется журналист.

"Вы знаете, все восприняли достаточно разумно, потому что вообще эта идея вынашивалась очень долго. Достаточно серьезная была проработка, прежде чем мы вышли с этим предложением к президенту. И президент поддержал, и Совет безопасности", - рассказывает Анатолий Сердюков.

"Анатолий Эдуардович, вообще армия, так принято считать, что это такой самый консервативный институт в обществе. Реформы достаточно, наверное, болезненно воспринимаются", - спрашивает журналист.

"Вы знаете, в определенной степени консерватизм не так и плох. Это все-таки какие-то традиции, какие-то уже наработанные методики подготовки и применения войск. Но с другой стороны, конечно, нужно и самому меняться, а это требует обучения в определенной степени. То есть меняется образ жизни. Конечно, кого-то это не сильно устраивает. Тем не менее, я хочу сказать, что это решение было достаточно продуманным и коллективным", - объясняет Анатолий Сердюков.

"В армии так много меняется, а какие-то рода и виды вооруженных сил останутся в привычном состоянии?" – спрашивает журналист.

"Безусловно, они останутся. Три вида, три рода, как и было ранее. Более того, они стали входить теперь и в центральный аппарат Министерства обороны, то есть в непосредственное подчинение мое. Это и космические войска, и РВСН, и ВДВ в том числе, и сухопутные, военно-морской флот, и ВВС", - рассказывает Анатолий Сердюков.

"То есть те же самые знаменитые десантники никак не будут разделяться?" – спрашивает журналист.

"Абсолютно. Все остается прежним", - говорит Анатолий Сердюков.

"В рамках перевооружения что мы планируем закупать из военной техники зарубежных образцов?" – спрашивает журналист.

"К сожалению, в последние годы по ряду и видам техники мы немножко отстали. Это, безусловно, касается и бронированной техники, и отчасти связи, отчасти беспилотников. Поэтому мы, естественно, не будем в таком массовом порядке переходить на закупку иностранного вооружения и военной техники, мы будем покупать только то, что нас интересует в ограниченном количестве, чтобы понять и оценить те тактико-технические характеристики, которыми они обладают, с одной стороны, а, с другой стороны, попытаться сформулировать нашей промышленности, что же мы хотим видеть непосредственно у себя", - объясняет Анатолий Сердюков.

"А что касается вертолетоносцев, о каком количестве может идти речь?" – отвечает Анатолий Сердюков.

"О двух. Более того, мы покупаем полностью с технической документацией, чтобы в дальнейшем можно было производить на наших, соответственно, заводах", - говорит Анатолий Сердюков.

"Реформа обычно начинается и долго-долго идет. Вот вы для себя видите какие-то горизонты, когда она должна завершиться?" – спрашивает корреспондент.

"Безусловно. Но я бы её разбил на три части. Первая часть - это организационно-штатные мероприятия, и мы по сути их уже завершили. Мы вышли на численность в один миллион, из них 150 тысяч это будут офицеры, порядка 100-120 тысяч - это будет сержантский состав профессиональный, и остальные будут солдаты-срочники. Вторая задача - это, естественно, социальные вопросы, которые мы должны закрыть перед своими офицерами. И что касается вооружения. Вооружение - это процесс достаточно длительный. Мы его разбили на две части. До 2015 года - это первый этап, и 2020 год - это будет второй. Должны выйти на параметры к 2015 году, когда современной техники в армии должно быть не менее 30 процентов и к 2020 году - порядка 70 процентов. Считаем, что 2020 год - это уже полное окончание перехода на новый облик вооруженных сил.