Чиновники придумали, как удешевить перелеты: они готовы разрешить российским авиакомпаниям продавать невозвратные билеты. "Коммерсантъ" и "Ведомости" (№ 108, от 14 июня), разобрали подготовленный Минтрансом и опубликованный вчера Минэкономики проект изменений в Воздушный кодекс, которые касаются порядка возврата билетов. Изменения позволят российским авиакомпаниям применять тарифы, которые не предусматривают возврат провозной платы при отказе пассажира от перевозки.
Невозвратные билеты разрешены в большинстве стран, но в России они под запретом с 2008 г. Это ставит отечественных перевозчиков в неравное положение по сравнению с иностранными. Сейчас по закону каждый купленный в России билет можно сдать без каких-либо штрафов, то есть вернув его полную стоимость. Если возврат происходит менее чем за 24 часа до вылета самолета, пассажир получает стоимость билета за вычетом специального сбора, который не может превышать 25% стоимости билета.
Проанализировав данные авиакомпаний "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", "ЮТэйр", "Россия" (на их долю приходится 70% пассажирских перевозок), чиновники пришли к выводу, что "сумма возвратов, осуществляемых в связи с отказом пассажиров от перевозки, составляет в среднем 8% от выручки авиакомпаний по продаже билетов", то есть около 22,7 млрд руб. в год.
Чиновники полагают, что риски на такую сумму авиакомпании закладывают в стоимость авиабилетов, заставляя "добросовестных пассажиров" переплачивать. Министерство уверено, что если авиакомпаниям разрешить продавать до 30% билетов невозвратными, то суммарное снижение тарифов составит 6,8 млрд руб. (то есть 30% от суммы рисков).
«Этот закон встретит с нашей стороны противодействие, — заявил "Ведомостям" предправления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Практика невозвратных тарифов — это не то, что нужно перенимать у Запада. Если услуга не оказывается, покупатель должен иметь возможность вернуть свои средства». Частнопрактикующий юрист, экс-сотрудник юридической службы Boeing Кирилл Окороченков сказал "Коммерсанту", что видит риск поправок в том, что российские перевозчики, сделав до 30% билетов невозвратными, начнут продавать их по несколько раз, рассчитывая на то, что кто-то не придет на рейс. Но глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что мера позволит увеличить загрузку самолетов, а пассажиры получат более дешевые билеты, в первую очередь в низкий зимний сезон.