Адрес: https://polit.ru/news/2012/06/15/ekologia_hunting/


15 июня 2012, 12:37

Гринпис: Минприроды узаконило вертолетное браконьерство

С сегодняшнего дня чиновникам и бизнесменам уже не запрещено охотиться «с размахом»- 15 июня вступает в силу приказ Минприроды об утверждении новых Правил охоты, который фактически легализует браконьерскую охоту с применением любых механических транспортных средств и вертолетов, говорится в сообщении «Гринпис России».

Согласно пункту 53.1 Правил, «при осуществлении охоты запрещается стрельба при нахождении в (на) механическом транспортном средстве, летательном аппарате, за исключением стрельбы при нахождении в плавательном средстве с выключенным мотором и прекратившим движение по инерции после выключения мотора, а также отстрела волков при осуществлении охоты в целях регулирования численности охотничьих животных».

«То есть стрелять с механических транспортных средств и воздушных судов нельзя, а  преследовать и выслеживать добычу на них – теперь можно, – говорит Михаил Крейндлин, руководитель программы по ООПТ Гринпис России. – А ведь и вертолеты, и машины могут использоваться не только для доставки охотников или загона животных на стрелков. Например, один из самых эффективных способов браконьерской охоты на сайгаков, который привел в 70-ые годы ХХ века к почти полному уничтожению этих животных, – гон стада мотоциклистами. И никто ни в кого не стрелял. Использование вертолетов для преследования горных копытных в условиях пересеченной местности тоже часто приводит к их гибели – в попытке спастись животные падают со скал».

По мнению экологов, принятие новых Правил охоты приведет к резкому росту браконьерства, в первую очередь в отношении редких и исчезающих видов животных, например, тигра, алтайского горного барана, снежного барса.

При этом в Уголовном кодексе РФ сказано, что любая охота (включая выслеживание и преследование) с применением механических транспортных средств и воздушных судов является уголовно наказуемым деянием. Связано это с тем, что доказать факт стрельбы с транспортных средств или воздушных судов практически невозможно. Поэтому в большинстве своем действия нарушителей квалифицировались именно как преследование или выслеживание с применением транспортных средств или воздушных судов. Теперь же получается, что новые правила охоты помогут браконьерам уйти от ответственности, используя противоречия в законодательстве.

Документ «принимали» 2 года. При этом в первой редакции Правил, утвержденных Минприроды России в 2010 году, было запрещено «использование механических транспортных средств и любых летательных аппаратов для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи охотничьих животных, за исключением осуществления охоты в целях регулирования численности волков, шакалов или в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности».

Однако в течение полутора лет эти Правила так и не вступили в силу, и вопрос был решен правительством только после того, как разрешили выслеживать и преследовать добычу с применением механических транспортных средств и воздушных судов. Соответствующее постановление Правительства России № 395 было подписано 26 апреля 2012, а приказ Минприроды о внесения изменений в Правила охоты России был издан10 апреля 2012 года.

«Создается впечатление, что указанный пункт сознательно пролоббирован высшими государственными чиновниками или кем-то ещё, кто способен влиять на решения правительства», отмечается в сообщении.

Напомним, что в 2009 году во время охоты с воздуха на архаров на Алтае, разбился  вертолет и погибли несколько сановников, в том числе полпред президента в Госдуме Александр Косопкин.

Дело о незаконной охоте было передано в суд. Обвиняемыми по нему проходили трое выживших при крушении вертолета. Это бывший вице-премьер Алтая Анатолий Банных, гендиректор компании «Инеко» Борис Белинский и замдиректора Института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов. После двух лет расследования и года рассмотрения в судах разбирательство прекратили «за истечением срока давности».