Адрес: https://polit.ru/news/2012/10/04/eco/


04 октября 2012, 17:40

Зачем крупный бизнес тратится на экологию?

Не секрет, что крупные предприятия воздействуют на окружающую среду не самым благоприятным образом. Однако крупный бизнес в России в последние годы все больше заботится об экологии. Проблемы экологической политики в России и ответственности крупного бизнеса за заботу о состоянии окружающей среды обсудили участники круглого стола «Экология и крупный бизнес: как снизить воздействие на окружающую среду».

Как выяснилось в ходе обсуждения, проблем в области экологической политики немало. По словам руководителя Научно-технического совета Росприроднадзора Александра Малышевского, «ни о какой системной государственной политике в области экологии мы сегодня говорить не можем». Проблемы Малышевский видит в устройстве административной системы: за защиту окружающей среды отвечает сразу несколько ведомств. Росприроднадзор, по его оценке, например, просто не может выполнять иных функций, кроме взимания штрафов по закону. «Росприроднадзор не может назначить ни одного руководителя территориальных органов, как и не может его снять. В этом отношении каким же образом можно решать такие системные, значимые задачи?», - негодует специалист.

В иных областях также, по мнению Малышевского, много нереализованных идей: не запущен механизм страхования экологических рисков для бизнеса, не введен экологический аудит, коррекция платежей за негативное воздействие на природу (система, при которой бизнес мог бы возвращать часть потраченных на экологические программы сумм) не существует. В этом смысле государство слабо или никак не побуждает бизнес вкладываться в развитие экологических программ, всем экономическим инструментам предпочитая штрафы.

В качестве исключения Малышевский назвал пример «Норильского никеля», с которым в 2010 году было подписано соглашение о сотрудничестве. Оно позволило оценивать экологическую обстановку не в рамках плановых проверок того же Росприроднадзора, а почти в режиме реального времени и подключить к этому процессу независимых ученых и информировать о состоянии дел общественность. Однако для такого решения понадобилась воля Владимира Путина, но реформы законодательства так и не произошло. Что касается бизнеса, то все иные металлургические предприятия от заключения подобных соглашений отказались.

Мотивация бизнеса и желание сотрудничать с государством и обществом при проведении экологической политики вполне объяснимо. Как считает начальник управления экологического регулирования «Норильского никеля» Константин Машкович, для металпургических предприятий «одной из основных угроз являются риски в области экологии. Если у компании отбирают лицензию на природопользование - все, она банкрот. Если отбирают лицензию на размещение отходов – компания в тупике». Риски и побуждают крупный бизнес сотрудничать с государством и обществом.

При этом затраты на экологию у крупных предприятий немаленькие. По словам Машковича, в 2004 году «Норникель» потратил 5,5 миллиарда рублей, в 2011 — уже 12 миллиардов. При этом затраты на капитальные вложения составили 3,6 миллиарда в 2011, а в 2012 прогнозируются на уровне в 4,6 миллиарда. Такие траты позволят реализовать давнее решение «Норникеля» и существенно снизить выбросы диоксида серы

Магнитогорский металлургический комбинат, как рассказал начальник отдела по связям с государственными органами Управляющей компании ММК Алексей Буряк, только на природоохранную деятельность тратит в год более миллиарда рублей. «Речь идет и о создании установок, на реализацию проекта по созданию замкнутого цикла воды, это также модернизация сероулавливающих установок и строительство станции по нейтрализации вредных выбросов отдельных цехов», - пояснил представитель ММК.