29 марта 2024, пятница, 09:17
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 января 2013, 02:45

Из Второй школы увольняют учителя за пикет против гомофобского закона

Фрагмент странички сайта Второй школы
Фрагмент странички сайта Второй школы

Кандидата биологических наук Илью Колмановского увольняют из лицея Вторая школа, сообщает он сам на сайте Радио Свобода. Илья известен как замечательный популяризатор науки среди взрослых и детей.

Администрация школы, ранее предлагавшая более плотное сотрудничество, собирается уволить его после восьми лет работы в связи с жалобами, которые поступили от людей, представившихся якобы обеспокоенными родителями школьников.

«Жалобы» последовали вслед за пикетом 25 января под стенами Государственной Думы России, когда там рассматривался законопроект о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Оцениваемый международными и отечественными правозащитными структурами как направленный на дискриминацию граждан России по признаку сексуальной ориентации, законопроект вызвал возмущение в кругу людей, приверженных принципам защиты прав человека.

Как описывает Илья Колмановский, «В пятницу я пришел к зданию Госдумы: голосовали за закон о запрете пропаганды гомосексуализма. Там была большая группа людей в масках, которые пели церковные гимны, швыряли яйца, распыляли перечный газ и грозили расправой нескольким однополым парам, которые, стоя у входа в Думу, целовались в знак протеста против этого закона. Девушек быстро унесли в автозак (под крики «Слава русскому ОМОНу»), и я остался в окружении людей в масках. У меня состоялся с ними публичный диспут; меня не побили, только кинули яйцо. В ходе полемики я упомянул, что я ученый, и учитель; а потом в репортажах журналисты называли мое имя. Мои оппоненты быстро вычислили меня и мою школу, послали жалобы администрации, и уже в понедельник директор сообщил мне, что увольняет меня ради спасения школы».

«Жалобщики написали администрации, что они родители моих учеников (я уверен, что это неправда), и что я открыто признал себя геем; они просят оградить детей от меня. А если не оградят – они будут жаловаться выше и выше. Завуч (думая еще спасти меня) в ответ написал, прямо вечером в воскресенье, что нет, я отличный семьянин, но просто очень молодой и они выбьют из моей головы глупости, - пишет ученый и учитель. - Но уже в понедельник дело рассмотрел сам директор, взвесил риски – и уволил меня после семи лет работы, в разгар учебного года (всего же я преподаю 18 лет). Он сказал, что у него уже шесть таких жалоб, и он увольняет меня для спасения школы – с сожалением. Я спросил: всё, вернулись ТЕ времена? Он сказал, ТЕ времена никогда и не проходили (вспоминал, что сам и пострадал – когда Вторую школу разгоняли за диссидентов-учителей) – так что я должен был думать, когда подставлял школу под удар. Он также сказал мне, что формально будет мотивировать увольнение так: школа найдет штатного учителя, и отпадет нужда в совместителе».

В заключение Колмановский объясняет основания своего поступка: «Я не мог поступить иначе. Есть ситуации, когда больше нельзя молчать; «когда покончат с евреями и коммунистами – придут за тобой, и уже некому будет тебя защитить». Я знаю, что должен был выступить в защиту прав этих меньшинств и против мракобесия, против вражды, против разделения нации по любому признаку. Я должен это сделать еще и потому, что я – не гей. Простите за пафос: мы должны закрыть этих людей плечами еще и потому, что потом – наша очередь. Наступил момент, когда молчать – еще опаснее, чем говорить. Мы должны заговорить все вместе, одновременно – и тогда страх и ненависть схлопнутся как карточный домик, и мы вернемся в школы».

Вторая школа – одна из легендарных московских школ. Основана в 1956 году. Первый директор (1956 – 1971, 2001 – н. вр.) – Владимир Федорович Овчинников. Школа известная благодаря выдающимся ученым и учителям, преподававшим там, особой атмосфере школы, а также ее выпускникам. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. Вторая школа подвергалась гонениям в связи с независимостью и близостью некоторых учителей диссидентской среде. Так, в 1968 г. из школы был вынужден уйти учитель истории и литературы Анатолий Якобсон, в будущем – редактор «Хроники текущих событий» - Анатолий Якобсон. В 1971 г. был уволен В. Ф. Овчинников. Полноценное возрождение традиций Второй школы началось на рубеже 1980 – 1990-х гг.

В социальных сетях появились обращения к директору Второй школы от тех выпускников, кто учился в ее героический период, с просьбой пересмотреть принятое решение. Приводим обращение выпускника 1972 года, доктора филологический наук Сергея Зенкина:

«Многоуважаемый Владимр Федорович,

Я закончил Вторую школу в 1972 году и хорошо помню Вас как директора. Горько и тревожно было узнать о Вашем вынужденном уходе в 1971 году, и радостно было много лет спустя увидеть Вас снова директором основанной Вами школы, которая бесконечно много дала мне и многим моим товарищам.

Возможно, Вы помните случай, когда году в 1970-м комсомольская организация школы взяла на поруки моего одноклассника, которому за мелкие шалости и непокорный нрав грозило отчисление. Инициатором этого демарша был я – в ту пору член комитета комсомола. От своей комсомольской деятельности у меня остался ряд скверных воспоминаний, но этим своим поступком я до сих пор доволен. Кстати, одноклассник мой, окончив Вторую школу, ныне работает в Калифорнии, инженером в компании Google.

Сегодня приходится вновь вступиться за человека, которому, как я узнал, грозит увольнение из школы. Это один из Ваших учителей (кажется, один из лучших), и в данном случае не может быть речи о «взятии на поруки», потому что ничего дурного он не совершил. Наоборот, он совершил достойный поступок – протестовал против самозванцев, которые от имени не избравшего их народа сеют в нашей стране вражду и дискриминацию. Он защищал не себя, а других; и он делал это даже не в стенах школы.

Его возможное изгнание вызывает у меня стойкую ассоциацию с судьбой еще одного учителя Второй школы – Анатолия Якобсона, которого я лично не знал, но о случившемся с ним, конечно, слышал уже тогда, старшеклассником. Как и сегодня Илье Колмановскому, ему в конце 60-х пришлось уйти, спасая школу от политических гонений. Но сегодня в стране другая ситуация – есть гласность, есть общественные силы, противостоящие государственному безумию и беззаконию. В конце концов, и Вторая школа теперь широко знаменита, у нее во всем мире есть тысячи успешных выпускников, которые могут и должны встать на ее защиту.
Понимаю, какое давление Вы испытываете и как нелегко выдерживать его в Вашем возрасте. Но нельзя, не нужно уступать давлению в таком скандальном, таком отвратительном случае, как травля человека за его демократические убеждения. Пожалуйста, не делайте этого.
Я уверен, что нашумевшая история с Ильей Колмановским вызовет ряд коллективных акций в его поддержку, и, вероятно, я присоединюсь к ним. Но сейчас я хотел бы обратиться лично к Вам, чтобы поддержать Вас в этой тяжелой ситуации и удержать от неверного шага.

Глубоко уважающий Вас

Сергей Николаевич Зенкин»

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.