Социальная ответственность становится для российских компаний пропуском на международный рынок

После кризиса 2008 года тема социальной ответственности бизнеса вызывает повышенный интерес со стороны западного инвестиционного сообщества: около 80% крупных кредитов сейчас выдается только социально ответственным компаниям, сообщила заместитель начальника отдела социального мониторинга и анализа ГМК «Норильский никель» Елена Долгих в ходе организованной «Полит.ру» беседы в цикле «От первого лица» о социальных аспектах ведения бизнеса.

По её словам, в своем понимании социальной ответственности компания «Норильский никель» исходит из триединой задачи - экономической ответственности, экологической составляющей и социального аспекта.

Экономическая ответственность - это в первую очередь создание конкурентоспособных рабочих мест и выплата налогов, что является важным вкладом в развитие региональной и муниципальной инфраструктуры. По результатам прошлого года «Норильский никель» заплатил более 100 миллиардов рублей в бюджеты всех уровней.

Второе - это экологическая составляющая. «Для компании «Норильский никель» она имеет принципиальное значение, потому что металлургическое производство изначально не может быть чистым и безвредным, - подчеркнула Долгих. - Учитывая, что многие предприятия были построены достаточно давно, эта проблема для нас актуальна. И сейчас в рамках производственно-технической стратегии, которая  была принята в декабре 2011 года, мы вкладываем большие средства в модернизацию производства - как на норильской площадке, так и на Кольском полуострове - для того, чтобы уменьшить нагрузку на окружающую среду».

Социальная составляющая - это, прежде всего, внимательное отношение к работникам, создание безопасных условий труда. «Норильский никель» помимо конкурентной заработной платы предоставляет своим сотрудникам еще очень большой социальный пакет. Одновременно компания осознает свою ответственность перед населением территорий, где расположены производства, особенно с учетом того, что изначально они строились как моногорода.

«Для нас социальная ответственность – это то, что мы не сокращаем работников. Вот был кризис 2008 года - не надо приводить статистику, сколько появилось безработных, - ни один работник в «Норильском никеле» на территории Российской Федерации не был сокращен. Об этом даже речи не было. Никто не переводился на частично оплачиваемый рабочий день. Все работали», - подчеркнула Елена Долгих.

После кризиса 2008 года компании, которые больше думали о временных прибылях, чем о своем имидже, ввергли в хаос экономику многих стран. Поэтому в последние годы «мы отчетливо почувствовали заметно выросший интерес со стороны западного инвестиционного сообщества к теме социальной ответственности компании», отметила Долгих. По ее словам, это сейчас является определяющим, когда выбирается подрядчик или речь идет о крупном кредите - примерно 80% кредитов выдается только социально ответственным компаниям, для которых на первый план выходит тема устойчивого развития.
В России это пока не очень популярно. Две или три встречи с представителями российских банков, посвященных вопросам устойчивого развития, по словам представителя «Норильского никеля», «провалились»: «Они честно сказали, что «для нас это пока стоит не на первом месте, когда мы выдаем кредиты, но мы сейчас это уже учитываем в нашей политике, и в ближайшие два-три года, наверное, мы тоже будем стараться соответствовать западным стандартам».
Представительства же западных банков на территории России, например, «Дойче банка», уже четко соблюдают все международные стандарты, в том числе и при выборе организации, в которую намерены инвестировать, подчеркнула Елена Долгих.