Министерство образования и науки предложило оценивать эффективность вузов по количеству безработных выпускников, пишет во вторник газета «Коммерсантъ» со ссылкой на замминистра Минобрнауки Александра Климова.
Новые критерии мониторинга вузов вступят в силу уже осенью 2013 года. Как пояснил заммининистра образования, при расчете рейтинга будет учитываться количество выпускников вуза, обратившися на биржу труда. По статистике, в настоящее время около 6 процентов выпускников встают на учет в центрах занятости. При этом наиболее частыми «клиентами» бирж труда становятся экономисты и юристы.
Критерий оценки количества безработных выпускников предполагается сделать единым для всех вузов, однако будет учитываться специфика учебных заведений: творческие, транспортные, военные и другие вузы получат свои дополнительные критерии оценки. Например, в творческих вузах будут оценивать результаты студентов на профилирующих экзаменах, а также успешность их участия в концертах и спектаклях.
13 февраля президент России Владимир Путин попросил правительство перевести на постоянную основу мониторинг деятельности учреждений высшего профессионального образования и обеспечить постоянный контроль реорганизации неэффективных вузов. Ежегодные регулярные проверки вузов должны начаться с 1 февраля 2014 года.
До этого времени президент поручил кабинету министров утвердить порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу. Правительству при этом было рекомендовано обратить особое внимание на обоснованность принципов и критериев оценки с учетом специфики реализуемых образовательных программ, востребованности выпускников. Кроме того, все принципы и критерии должны пройти обязательное обсуждение с профессиональным и экспертным сообществом.
Примечательно, что критерии оценки эффективности вузов подверглись резкой критике ученых и преподавателей. В частности, одним из критериев стала оценка знаний абитуриентов, что, по мнению научного сообщества, указывает не на эффективность вуза, а на качество работы школьных учителей. Ректоры также обращали внимание на то, что при мониторинге не учитывается специфика учебных заведений.