25 февраля 2018, воскресенье, 04:50
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

Безымянным спутникам Плутона придумали названия

Вид на Плутон с поверхности одного из спутников
Илл.: NASA

Закончился интернет-опрос, устроенный Калифорнийским Институтом поиска внеземных цивилизаций и посвященный присвоению имен двум недавно открытым спутникам карликовой планеты Плутон. Формально этот опрос никакого значения не имеет – по статусу окончательное решение о названиях имеет право вынести только Международный астрономический союз, что он и сделает в апреле следующего года. Но пожалуй, этой организации будет сложно проигнорировать мнение почти полмиллиона человек, участвовавших в опрос.

Как известно, у Плутона на сегодня имеется пять спутников. Первый из них, Харон, был открыт в 1978-м году астрономом Джеймсом Кристи. Парочка Плутон и Харон долгое время была загадкой для астрономов. Карликовая планета и ее спутник сопоставимы по размерам - диаметр Харона (1212 км) чуть больше радиуса Плутона (1172 км), и одно время считалось, что это не планета со спутником, а парная планета, тем более, что их общий центр масс находится вне тела Плутона. Принято считать, что когда-то они были единой планетой, которая потом, в результате мощного астероидного удара, раскололась надвое. Однако есть данные, свидетельствующие о независимом происхождении этих небесных тел.

В 2005-м году с помощью «Хаббла» были открыты еще два спутника Плутона – Никта и Гидра. Их диаметры на сегодня точно не определены и колеблются в диапазоне 50-160 км. «Хаббл» нашел и остальных двух спутников-малюток, в 2011-м и 2012-м годах соответственно. Их размеры – 15-30 км в поперечнике. Имена им еще не присвоили, и пока они проходят под номерами Р4 и Р5.

Победителями интернет-опроса оказались имена Вулкан и Цербер – по требованию его организаторов имена нужно было брать из римской мифологии. Название «Вулкан» (бог огня и племянник бога смерти Плутона) было предложено актером Уильямом Шатнером, исполнителем роли капитана космического корабля «Энтерпрайз» Джеймса Кирка в культовом сериале «Звездный Путь» - оно набрало 174 тысячи голосов. Возможно, немалую роль в победе сыграл другой актер из «Звездного Пути», Леонард Нимой, исполнивший там роль старшего помощника Спока – он обратился к своим поклонникам с просьбой проголосовать за Вулкана, поскольку родиной его героя была планета с этим названием.

Второе место заняло имя «Цербер» (огромный трехголовый пес, стороживий вход в царство мертвых), набрав 99,4 тысячи голосов.

Астрономы надеются, что многие тайны, связанные с Плутоном и его спутниками, будут раскрыты после того, как в 2015-м году его посетит космический аппарат НАСА «New Horisons» .