Мединский возьмет «опасные» для школьников книги под контроль

Министр культуры Владимир Мединский обратился в Общественную палату с предложением разработать новую концепцию школьного курса литературы, которая сделает детей патриотами и поможет им понять «опасные» для них книги, чтобы через литературные образы воспитывать в учениках «гордость за нашу многонациональную страну» и формировать «ценности крепкой традиционной семьи», сообщает газета «Известия» со ссылкой на председателя комиссии ОП по сохранению историко-культурного наследия Павла Пожигайло.

Таким образом, министр культуры собирается создать и новый учебник по литературе, обладающей всей «необходимой» детям информацией. При этом, ряд классических произведений могут совсем исключить из школьной программы.

Эту информацию подтвердил заместитель министра культуры Григорий Ивлиев, заявив, что в ведомстве согласны с данным предложением.

По словам Пожигайло, будет сформирован список потенциально опасных произведений, которые должны подаваться учителями так, чтобы их герои не стали образцом для подражания. Среди таких оказались «Гроза» Александра Островского, «Отцы и дети» Ивана Тургенева, гражданская лирика Николая Некрасова, сказки Михаила Салтыкова-Щедрина и критика Виссариона Белинского. Специально для преподавателей будет разработана методичка, в которой будет четко прописано что следует и чего не следует рассказывать детям про эти произведения.

Поведение героев будет представляться как «правильное и неправильное». Так, по словам Пожигайло, Екатерина из «Грозы» представляет «неправильное» поведение, как несчастная девушка, которая поддалась страстям и покончила собой, а «правильное» – Татьяна Ларина из «Евгения Онегина», которая вышла замуж и счастлива.

Произведения Николая Гоголя и Федора Достоевского предлагается исключить из программы средней школы. «Если брать того же «Ревизора», то Гоголь имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советское время, а мытарства одной души, где каждый из героев — это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле — это Антихрист. Чтобы понять Гоголя, нужно, как минимум, знать Новый Завет. И его надо бы параллельно с Достоевским. Они оба говорили евангельскими текстами», – подчеркнул Пожигайло.

А вот некоторые произведения, как например «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова могут быть совсем исключены из курса школьной программы. По мнению общественника, дети увлекаются Воландом, Коровьевым, Бегемотом совершенно не понимая творческую задачу писателя.

«Конечно, кто-то хочет, чтобы ребенок был полностью свободен, как Раскольников. Но я считаю, что эта свобода, так же как свобода Базарова, она ведет к трагедии», – заключил Пожигайло.

Стоит отметить, что глава РЖД Владимир Якунин, который также является научным руководителем Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, разработал с группой авторов учебник по истории России для школьных преподавателей. По нему учителя будут рассказывать историю в рамках единой концепции, которая главной ценностью признает государство и только потом человека.

Вопрос о новой концепции школьного курса литературы встал после выступления Владимира Путина на съезде родителей 8 февраля. Президент высказал недоумение тем, что в новой программе по литературе не представлены произведения Александра Куприна, Николая Лескова и других признанных классиков, а вместо них в нее вошли работы современных писателей, как например Людмилы Улицкой и Виктора Пелевина. Позднее Минобрануки заявило, что программа не учитывает законодательство в сфере образования и, соответственно, не может быть использована для преподавания.