26 марта знаменитому итальянскому режиссеру, “маэстро” эротического кино Тинто (Джованни) Брассу исполняется 80 лет. Три года назад режиссер пережил кровоизлияние в мозг, но давно вернулся к работе.
Последний законченный фильм Брасса – короткометражка “Отель Курбе” - вышел в 2009. Он снят по сценарию, написанному в соавторстве с Катериной Варци, которую Брасс позиционирует как свою новую (после покойной жены, Карлы Чиприани, скончавшейся в 2006 году) музу и любовницу, а сама Варци предпочитает говорить, что их отношения имеют интеллектуальный характер и основываются на взаимном уважении.
В производстве значится фильм «Кто убил Калигулу?» («Who Killed Caligula?»), а на официальном сайте режиссера в разделе Tinto News сообщается, что в работе по-прежнему находится давно обещанный фильм «Цива, или Остров, которого не было», сценарий которого написан в соавторстве с той же Варци. Премьера картины запланирована теперь на август.
Цива – жена 30-летнего Бранко, смотрителя на маяке, два года ждет возвращения мужа с войны (время действия - 1944 год, излюбленная Брассом эпоха). Компанию ей составляют четыре козы, кот, куры, ласточки, чайки и рыбы до тех пор пока на берег прибоем не выбрасывает трупы военных, среди которых она находит полуживого венецианского моряка, Марко. Она его выхаживает и влюбляется, убеждая в итоге сдаться, чтобы спасти человечество от бойни доступным ему способом. История повторяется с английским парашютистом Гордоном: Цива награждает его любовью в обмен на отказ сражаться. Военные мирно сосуществуют, на острове появляется третий - нацистский унтер-офицер Франц. Когда война заканчивается, военные уплывают, а к Циве возвращается ее муж, Бранко, он рассказывает ей историю о том, как был спасен венгерской крестьянкой Катариной, которая о нем заботилась, кормила и любила так же, как она сама поступала со своими "дезертирами". Сам Брасс считает, что снял памфлет о любви, побеждающей насилие и жестокость, метафорически обозначающей надежду.
В марте к дню рождения Маэстро выйдет очередная прижизненная биография. Как известно, Брасс начинал вовсе не с эротики и порнографии. Дебютный фильм 30-летнего Брасса “Кто работает, тот потерян” (Chi lavora è perduto, 1963) обычно определяется как драма. Последовавшая за ним «Летающая тарелка» (Il Disco Volante, 1964) – «итальянская комедия» с Сильваной Мангано и Альберто Сорди. После выхода интеллектуальной политической документалки «Са ира, восстания поток» (Ca Ira Il Fiume Della Rivolta, 1964), сделанной в духе модного тогда «кино контестации», Брасс пробует себя в разных жанрах – от вестерна до психологических фильмов и авангардного нуара.
К эротике Брасс обращается в середине 1970-х (примерно в то же время, что и Джо д’Амато). “Салон Китти” (Salon Kitty, 1975) с участием Хельмута Бергера (любимчик Лукино Висконти) и Ингрид Тулин (в роли хозяйки салона) рассказывал о жизни нацистского борделя. Международную славу Брассу принес “Калигула” (Caligula, 1977; вышел в 1979 г.): запредельный по тем временам бюджет (на производство фильма потребовалось 10 млрд лир) и игра актеров в сочетании с полупорнографическим сюжетом сделали фильм культовым. Спорить о Брассе стали после “Салона Китти” и "Калигулы", хотя от второго Брасс и отказался, возмущенный вмешательством в монтаж продюсера Боба Гуччоне, издателя “Пентхауза”. В 1983 вышел фильм "Ключ" (La chiave), снятый на английском и укрепивший за Брассом репутацию мастера эротики и авангардного кинематографа. В нем сконденсированы темы, которые будут повторяться и варьироваться в его позднейшем творчестве – польза адюльтера, вуайеризм – в том числе, в лучших его картинах “Так поступают все женщины”, “Паприка”, “Подглядывающий”.
Активная общественно-политическая позиция Брасса (в 2010 году он даже выдвигался кандидатом на региональных выборах) ограничивается борьбой за восстановление борделей, которые он считает полезной школой для молодых людей ("...ничто так не отличает Тинто Брасса, как бордели, в которых он побывал в Ферраре и Падуе, до их закрытия. Их можно найти почти в каждом фильме", замечал французский критик), а также полемикой с феминистками, которые порицают его как неисправимого сексиста, и католической церковью (последняя запретила ему въезд в Ватикан, чем атеист Брасс гордится).
Кроме того, он занимается пропагандой “кулологии”, суть которой выражает самая известная сентенция, регулярно приписываемая Брассу: “Лицо может солгать, задница никогда”. Впрочем, в интервью 2008 года, приуроченном к его 75-летию, режиссер открестился от авторства, заявив, что не помнит, чтобы говорил такое, хотя тут же подтвердил свое амплуа специалиста по задницам.