22 августа 2017, вторник, 11:57
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

Раскрыты нейромолекулярные основы «иллюзии превосходства»

Ученые раскрыли нейромолекулярные основы «иллюзии превосходства»

Международная группа исследователей из Японии и США провела масштабное междисциплинарное исследование когнитивного искажения, известного как «иллюзия превосходства». В статье, опубликованной в журнале PNAS, описаны как нейронные и молекулярные механизмы, которые лежат в основе его формирования, так и возможность лечения депрессивного реализма.

Человеческая натура чрезвычайно противоречива – ей свойственны как оптимизм, так и депрессия. Например, отличительной особенностью нашего вида является способность мечтать и строить планы на будущее. С другой же стороны, невозможность осуществления этой способности чрезвычайно разрушительна для ощущения индивидуумом счастья и собственной значимости. Американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй (Rollo May) писал, что «депрессия – это невозможность построения будущего», а антрополог Лионель Тайгер (Lionel Tiger) отмечал в своих работах, что «оптимизм занимает центральное место в эволюции человека».

При иллюзии превосходства человек переоценивает свои положительные качества (интеллект, познавательные способности) и недооценивает весомость недостатков.

Некоторые психологи считают, что эти стороны человеческой сущности тесно связаны с депрессивным реализмом и иллюзией превосходства, причем вторая может оказывать положительное воздействие на первый. Специалисты полагают, что именно в случае депрессивного реализма человек обладает более точным восприятием реальности.

Иллюзия превосходства же – это когнитивное искажение, при котором человек переоценивает свои положительные качества и способности, такие как интеллект, познавательные способности, желаемые качества, и недооценивает весомость недостатков. Кстати, к когнитивным расстройствам также относят предвзятость оптимизма и иллюзию контроля. Но в конечном итоге для большинства людей иллюзия превосходства оказывается положительным убеждением и способствует психическому здоровью человека.

Полноценное понимание природы человеческого сознания невозможно без одновременного подключения философии, психологии и нейробиологии. Ученые из Национального института радиологических исследований (NIRS), Японского агентства по науке и технологиям (JST) и Школы медицины Стэнфордского университета (Stanford University School of Medicine) решили разобраться в происхождении иллюзии превосходства, а именно в нейронных и молекулярных процессах, которые приводят к формированию этого состояния. Параллельно велось изучение молекулярных и нейронных систем головного мозга с помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), исследование функционирования мозга в состоянии покоя с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и определение уровня иллюзии превосходства посредством решения познавательных (когнитивных) задач.

Такой разносторонний подход позволил обнаружить интересную закономерность. Оказалось, что индивидуальный уровень иллюзии превосходства определяется взаимосвязью между работой дофаминовых рецепторов, которые участвуют в процессах обучения, мотивации, тонкой моторной координации, и функциональной связью между определенными отделами головного мозга – фронтальной корой и полосатым телом.

Иллюзия превосходства – нормальное состояние для человека, и мозг на нейронно-молекулярном уровне его поддерживает.

Помимо этого, ученые провели мониторинг исследований, связанных с явлением иллюзии превосходства, не только в психологии и нейробиологии, но также в философии и антропологии.

Исследователи пришли к выводу, что иллюзия превосходства – это нормальное состояние для человека, и результаты анализов показывают, что мозг на нейронно-молекулярном уровне его поддерживает. Более того, именно эти тонкие процессы оказываются затронутыми при клинической депрессии и болезни Паркинсона, хотя о новых методах их лечения говорить еще рано.

Как сообшает Medical Xpress, ведущий автор исследования Макико Ямада (Makiko Yamada) и ее коллеги надеются, что их результаты помогут прояснить, каким образом иллюзия превосходства обусловливается с биологической точки зрения, а также выявить потенциальные пути воздействия на состояние депрессивного реализма.