28 марта 2024, четверг, 14:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 мая 2013, 11:52

Деятельность губернатора Пермского края оценили невысоко

В конце апреля коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» опубликовал рейтинг губернаторов-новичков, назначенных в 2011 – 2012 годах. Виктор Басаргин попал в категорию «низкой эффективности». Причиной плохих показателей новых губернаторов, по мнению коммуникационного холдинга, является плохое знание ими политической обстановки региона вследствие того, что некоторые из них, в частности, являются выходцами из других регионов. 

Годовщина для политика - время первого суда: общественной оценки его работы. Виктор Басаргин, губернатор Пермского края достижениями своего первого года работы назвал несколько хозяйственно-экономических показателей: увеличено количество мест в детских садах, построены новые поликлиники, выросли темпы жилищного строительства, идёт реконструкция трассы Пермь – Екатеринбург. За исключением детских садов, за которые, действительно взялся пермский губернатор, остальные достижения меркнут на фоне успехов соседних регионов. Так, в Тюменской области ежегодно сдается по 1кв.м. жилья на жителя. В Пермском крае этот показатель едва дотягивает до 0,3 кв.м. Реконструкция трассы Пермь – Екатеринбург, не раз признававшейся одной из худших федеральных трасс России, - началась при предшественнике Басаргина, к тому ремонт идет за счет федеральных средств, и никаких не может считаться заслугой Басаргина. Да и в целом, Пермский край заметно отстал в развитии от соседних Екатеринбурга, Казани, Тюмени. Именно с этими городами Пермь сравнима по численности и ресурсному потенциалу. Но, по мнению экспертов, Пермский край уже прошел «точку невозрата» и уже не встанет в одни ряд с успешными соседями.

Став губернатором края, Виктор Басаргин при формировании команды допустил те же ошибки, что и его коллеги, оказавшиеся в хвосте губернаторского рейтинга - Мезенцев (Иркутская область), Баженов (Волгоградская область), Волков (Мордовия). Он, как и они, стал тащить за собой в Пермский край бывших сослуживцев из Москвы, Челябинска, Екатеринбурга. На пост премьер-министра Басаргин выбрал своего зама по Министерству регионального развития - Романа Панова. Приступить к обязанностям Панов не успел, вскоре после процедуры его утверждения в краевом парламенте, чиновника обвинили в хищении 93 миллионов рублей. Теперь, арестованный Панов известен как фигурант дела о растратах при подготовке саммита АТЭС. Кадровый просчет заставил Басаргина пересмотреть состав правительства. Но быстро сделать это не получилось, и министерская чехарда растянулась почти на весь первый год губернаторства. Министры- варяги специфику не вникли и заработать в полную силу у правительства так и не получилось.

Отношения с местными элитами в начале губернаторского срока Виктор Басаргин активно налаживал: создавались многочисленные общественные советы, шли переговоры с оппозиционными политиками. Однако после серии муниципальных выборов надежды на политическую оттепель растворились. Первая же кампания – выборы главы Краснокамского района, показала, как применяет административный ресурс Басаргин. На должность главы Краснокамского района советники губернатора подобрали бесперспективного кандидата, не имеющего ни управленческого опыта, ни авторитета у населения. Шансов на победу у губернаторского ставленника не было, тогда с гонки сняли реального конкурента, сделали это грубо, нарушая выборное законодательство, несмотря на протест общественности. Формально губернатор выиграл: поддержанный им кандидат стал главой района, но фактически, проиграл. Подобные истории повторились в других муниципалитетах края (Чусовом, Добрянке, Чайковском). Лояльность гражданского общества сменилась на раздражение.

Удержать в регионе относительную экономическую стабильность также не получилось. С 2013 года Пермский край живет в долг. Правительство вынуждено брать кредиты, чтобы покрыть огромный дефицит бюджета. Размер дефицита приблизился к максимально-допустимой отметке – 15% от общей суммы бюджета. Сложная экономическая ситуация и соседа Басаргина по рейтигу неэффективных губернаторов главы Мордовии Волкова. Однако сравнивать регионы по экономическому потенциалу сложно. Мордовия – сельскохозяйственный регион, изначально дотационная территория. Пермский край – промышленный центр Урала, нефтедобывающая территория В Прикамье базируются крупные налогоплательщики: «ЛУКОЙЛ», «Уралкалий», «Минеральные удобрения». Однако выстроить экономическую политику так, чтобы обеспечить расходы краевого бюджета, не удается.

И если всё вышеперечисленное можно назвать кадровыми и управленческими просчетами, то скандал, разразившийся в столице края – Перми, - просчет явно политический. В краевом центре началась война за портфель сити- менеждера ( главы администрации Перми). Главным оппонентом чиновника стал депутат городской думы Владимир Плотников. Он добивается отставки чиновника, по всей видимости, чтобы занять его место либо пролоббировать на ключевой пост миллионного города своего человека. Долгие годы Плотников был персоной нон-грата в политике из-за уголовного прошлого. В девяностые Владимир Плотников был крупным криминальным авторитетом. Губернаторы –предшественники Басаргина: Игумнов, Трутнев, Чиркунов не допускали появления неоднозначной фигуры в публичной плоскости. Новый глава региона Виктор Басаргин традицию нарушил. Сам губернатор свою связь с Плотниковым отрицает. Однако местные аналитики считают, что скандал затеян не без участия Басаргина. Приход «авторитного» депутата к власти приведет к политической войне местных элит и значительно повлияет на имидж Пермского края. Но глава региона начавшуюся борьбу не прекращает.

В итоге год губернаторства Басаргина выявил очевидные отметины: кадровые ошибки, потеря доверия местных элит, бюджетный дефицит, политические игры с криминалитетом. И потому неудивительна оценка «неуд» и место в списке неэффективных губернаторов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.