19 декабря 2018, среда, 10:35
Facebook Twitter VK.com Telegram

Мхи острова Элсмир ожили спустя несколько веков

Aulacomnium turgidum, один из воскресших мхов
Catherine La Farge

До сих пор ученым было известно, что мохообразные  могут засыпать на много лет, но никто не мог предполагать, что они способны проспать четыре столетия. Статья канадских ученых об этом удивительном открытии опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В 2007 году группа исследователей из Альбертского университета (University of Alberta, Канада) под руководством сотрудника факультета естественных наук Кэтрин Ла Фарж (Catherine La Farge), собирала замороженные образцы растений у самого края отступающего ледника Тирдроп на канадском острове Элсмир, близ границы с Гренландией. Как правило, отступая, ледник оставляет за собой только мертвые останки растений – во время скольжения поверхность ложа ледника испытывает значительные механические нагрузки, на камнях самых твердых пород появляется характерная исчерченность, а растения попросту гомогенизируются. Но среди темных омертвевших побегов ученые вдруг заметили несколько зеленоватых – это были свежие ростки!

Было принято решение попробовать оживить сохранившиеся растения в лаборатории.  «Внимательно посмотрев на них, я смогла разглядеть несколько стебельков, от которых действительно отходили зеленые веточки, – рассказала Ла Фарж в интервью BBC. – Это означало, что эти ребята возрождаются прямо на месте, и это меня необычайно изумило». Под микроскопом было видно, что клетки хорошо сохранили структурную целостность, в некоторых случаях клеточные органеллы остались нетронутыми.

Новые ростки мха Bartramia ithyphylla. Фото: PNAS/Catherine La Farge

Поместив образцы в 24 чашки Петри с разными питательными средами, в том числе с почвой, спустя несколько недель ученые увидели, что в 11 из них и правда стали появляться новые живые ростки. Причем они образовались не из занесенных случайным образом спор, а именно из оживших клеток, подчеркивают биологи. Через несколько месяцев эти чашки были уже целиком заполнены мхами-«зомби» нескольких разных видов.

С помощью радиоуглеродного анализа удалось установить возраст «воскресших» мхов – 404,5 – 614,5 лет. Это означает, что они были заморожены во времена Малого ледникового периода, который продолжался с середины XVI по середину XIX века.

Данные растения относятся к экстремофилам: они выживают в условиях, в которых погибают все остальные. Не последнюю роль в этом играет их уникальный способ размножения: новое растение может быть воспроизведено из любой клетки предшественника (похожим образом работают стволовые клетки животных). Кроме того, у них нет специализированных сосудистых тканей, по которым вода доставляется в разные части организма. «Мхи способны переносить длительное время без воды в совершенно сухом состоянии, – комментирует Владимир Федосов, научный сотрудник биологического факультета МГУ. – Естественно, никакие процессы жизнедеятельности в таком состоянии не идут и идти не могут, мох как бы консервируется «до востребования». И сколько лет пройдет после его высыхания, часто не имеет значения».

Мхи, находившиеся под ледником.
Фото: Catherine La Farge

В силу своей особой живучести мхи играют ведущую роль в создании и поддержании полярных экосистем. Ранее считалось, что возникновение на месте ушедшего ледника новой поросли – это результат быстрой колонизации растениями, произрастающими по соседству. Но теперь понятно, что важную роль в восстановлении экосистемы могут играть особи, выживающие под ледником в течение длительного времени. Кэтрин Ла Фарж даже предлагает использовать живучесть мхов в такой неожиданной области, как покорение космоса, – например, отправить образцы на Марс и посмотреть, как они себя поведут там.

Помимо мхов ледник Тирдроп, чья скорость отступления увеличилась с 2004 года и составляет сейчас 3 – 4 метра в год, предъявил исследователям представителей и других групп живых организмов, в том числе цианобактерии и зеленые водоросли. Среди них даже нашлось несколько новых для науки видов. «Это целый мир, появившийся из-под ледника, и его просто необходимо изучать», – считает Ла Фарж.